ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА ПРОСТЫХ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ. Выделите словосочетания


ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА ПРОСТЫХ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4

В окружающей их осенней природе было уныло и грустно (Платонов).

Словосочетания: 1) в окружающей природе; 2) окружающей их;

3) осенней природе; 4) в природе уныло и грустно.

В окружающей природе

 

1. Начальная форма – окружающая природа.

2. Главное слово природа, зависимое – окружающая.

Окружающая природа

3. Словосочетание простое, так как состоит из двух компонентов;

свободное; членимое; субстантивное, так как главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным, оно находится в препозиции по отношению к главному. По характеру отношений между компонентами словосочетание атрибутивное. Вид подчинительной связи – полное согласование (в ж.р., ед. ч., предложном падеже).

Окружающей их

 

1. Начальная форма – окружать их, окружающий их.

2. Главное слово окружающей, зависимое – их.

 
 

Окружающая их

3. Словосочетание простое, так как состоит из двух компонентов;

свободное; членимое; глагольное, так как главное слово выражено глагольной формой – причастием. Зависимое слово выражено местоимением, оно находится в постпозиции по отношению к главному. По характеру отношений между компонентами словосочетание объектное. Вид подчинительной связи – сильное управление (винительный падеж).

 

Осенней природе

 

1. Начальная форма – осенняя природа.

2. Главное слово природе, зависимое осенней.

 
 

Осенней природе

3. Словосочетание простое, так как состоит из двух компонентов;

свободное; членимое; субстантивное, так как главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным, оно находится в препозиции по отношению к главному слову. По характеру отношений между компонентами словосочетание атрибутивное. Вид подчинительной связи – полное согласование (в ж.р., ед. ч., предложном падеже).

 

В природе уныло и грустно

1. Начальная форма – в природе уныло и грустно.

2. Главное слово – уныло и грустно (однородные), зависимое – в

природе.

 
 

В природе уныло и грустно

3. Словосочетание простое, так как состоит из двух компонентов;

свободное; членимое; наречное, так как главное слово выражено категорией состояния. Зависимое слово выражено именем существительным с предлогом, оно находится в препозиции по отношению к главному слову. По характеру отношений между компонентами словосочетание обстоятельственное. Вид подчинительной связи – слабое управление (предложный падеж).

 

ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОЖНЫХ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

 

Три дня кряду мое внимание привлекала эта коренастая фигура и лицо восточного типа, обрамленное красной бородой /М.Горький/.

Словосочетания: 1) эта коренастая фигура; 2) лицо восточного типа;

3) три дня кряду.

 
 

Эта коренастая фигура

Словосочетание эта коренастая фигура – сложное. Оно построено по принципу распространения словосочетания коренастая фигура словоформой эта, которая по смыслу относится ко всему словосочетанию, а по форме уподобляется существительному фигура

эта + (коренастая фигура)

Такая разновидность смысловых отношений и формальной связи характерна для неоднородных определений при имени существительном. В этом случае анализ словосочетания предполагает два уровня членения: на первом уровне необходимо выделить словосочетание эта + коренастая фигура, на втором уровне выделяется словосочетание коренастая фигура.

Первый уровень членения – эта (коренастая фигура)

1.Словосочетание стоит в начальной форме.

2. Главное слово – фигура; зависимые – эта коренастая

3.Словосочетание сложное, синтаксически свободное; членимое; субстантивное, так как главное слово выражено именем существительным. Зависимые слова выражены именем прилагательным и указательным местоимением, они находятся в препозиции по отношению к главному. По характеру отношений между компонентами словосочетание атрибутивно-указательное. Вид подчинительной связи – полное согласование – в ж.р., ед. ч., им. п.

На втором уровне членения выделяется словосочетание– коренастая фигура

Коренастая фигура

1. Начальная форма – коренастая фигура.

2. Главное слово – фигура; зависимое – коренастая.

 
 

Коренастая фигура

3. Словосочетание простое, так как состоит из двух компонентов;

свободное; субстантивное, так как главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным, оно стоит в препозиции по отношению к главному. По характеру отношений между компонентами словосочетание атрибутивное. Вид подчинительной связи – согласование полное (в ж.р., ед. ч., им. п.).

 
 

Лицо восточного типа

Словосочетание лицо восточного типа – сложное. Оно построено по

принципу распространения слова лицо словосочетанием восточного типа, которое в целом выступает как определитель стержневого слова лицо. Прилагательное в составе определителя является коммуникативно значимым для данного словосочетания, и его нельзя устранить без нарушения структуры и смысла данного словосочетания. Свободное словосочетание восточный тип в приименной позиции трансформируется в синтаксически несвободное. По количеству компонентов словосочетание сложное, но по количеству выражаемыхотношений между предметом и его распространяемым определителем сходно с простым.

 

Первый уровень членения – лицо + восточного типа

1. Словосочетание стоит в начальной форме

2. Главное слово – лицо; зависимое выражено словосочетанием восточного типа.

3. Словосочетание сложное; синтаксически свободное; субстантивное, так как главное слово выражено именем существительным; зависимое выражено нечленимым словосочетанием восточного типа, оно стоит в постпозиции по отношению к главному слову. По характеру отношений между компонентами словосочетание атрибутивное. Вид подчинительной связи – слабое управление.

 

На втором уровне членения выделяется словосочетание – восточного типа

Восточный тип

1. Начальная форма – восточный тип.

2. Главное слово – тип; зависимое – восточный.

 
 

Восточный тип

3. Словосочетание простое, несвободное; нечленимое в данной

конструкции, субстантивное, так как главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным, оно находится в препозиции по отношению к главному. По характеру отношений между компонентами атрибутивное. Вид подчинительной связи – полное согласование (в м.р., ед.ч., род. п.).

 

Три дня кряду

Словосочетание три дня кряду – сложное. В предложении выступает в качестве детерминанта. Построено по принципу распространения словосочетания три дня зависимым словом кряду:

(три дня) + кряду

Анализ словосочетания предполагает два уровня членения. На первом уровне необходимо проанализировать словосочетание, структурными компонентами которого являются словосочетание + слово (три дня + кряду). На втором уровне анализируется компонент три дня.

 
 

Первый уровень членения – три дня кряду

1. Словосочетание стоит в начальной форме.

2. Главное слово – три дня; зависимое – кряду.

3. Словосочетание сложное, синтаксически свободное; членимое;

субстантивное. Зависимое слово выражено наречием, оно находится в постпозиции по отношению к главному. По характеру отношений между компонентами словосочетание обстоятельственное. Вид подчинительной связи – примыкание.

На втором уровне членения выделяется словосочетание – три дня

Три дня

1. Начальная форма – три дня

2. Главное слово – три; зависимое – дня.

 
 

Три дня

3. Словосочетание простое, так как состоит из двух компонентов;

несвободное; нечленимое, субстантивное, главное слово выражено количественным именем числительным. Зависимое – именем существительным, оно стоит в постпозиции по отношению к главному слову. По характеру отношений между компонентами словосочетание комплетивное. Вид подчинительной связи – сильное управление.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Из данных предложений выписать все возможные словосочетания и сделать их полный разбор.

 

ВАРИАНТ 1

1. Вчерашний ветер разогнал тучи, свалил их за краем степи в

непроницаемый мрак. 2. Начдив опустил бинокль, вынул почерневшую трубочку, не спеша насыпал в нее щепоть саратовской махорки, стал искать спичек. 3. Над степью… неслись снаряды и с грохотом опоясывали красные укрепления взметающимися и падающими фонтанами земли.

(А.Толстой)

 

ВАРИАНТ 2

1. Даша с трудом влезла на печь, размотала платок, подложила его под

щеку, прикрылась пальто, подобрала ноги. 2. Гагин взял в большие руки снаряд и… всадил его в орудие. 3. Иван Ильич ждал конных упряжек для выгружения орудий, с тревогой посматривал на часы, несколько раз звонил в штаб.

(А.Толстой)

ВАРИАНТ 3

1. Бойцы открывали огонь и подчинялись хриплому шепоту командира

отделения и неторопливому движению его правой руки (из газет). 2. Известие о наступлении воодушевило бойцов роты на новые подвиги (из газет) 3. В нескольких забегах школьной спартакиады приняли участие более ста учащихся старших классов.

 

ВАРИАНТ 4

1. Женщина повернула к нему подбородок, но не разжала губ, не ответила 2. За дверью слышался грубовато-низкий бубнящий голос командира отряда. 3. Ротный взглянул на командира полка и протянул ему Дашин паспорт.

(А.Толстой).

ВАРИАНТ 5

1. В мутной полосе из окон, тускло ложащейся по жидкой грязи, стоит

высокий старик в шинели; в руках у него белеет чемодан (Серафимович). 2. Он вынес из кладовки железную банку под керосин и бросил к ногам Настены свою собачью доху (Распутин). 3. Для ловли рыбы в реках мы захватили с собой удочки и маленький бредень.

 

ВАРИАНТ 6

1. Сирень, обычно растущая в виде кустарника, здесь имела вид дерева в пять саженей высоты и в два фута в обхвате (Арсеньев). 2. А я росла в узорной тишине, в прохладной детской молодого века (Ахматова). 3. Мы разлеглись поудобнее ногами к огню, головой наружу, и долго все трое возились … выгребая сухие веточки и сосновые шишки, мешавшие лежать

(Куприн).

ВАРИАНТ 7

1. Два полных дня грохотал здесь бой между колчаковцами, занявшим

остров, и партизанами, которые шли в лодках на приступ с обоих берегов (Распутин). 2. Шли мимо пахоты, и каждый нагибался, брал сухой, пахнувший вешним солнцем комочек земли, растирал его в ладонях, давил вздох (Шолохов). 3. Над дорогой, над головами, беззвучно уходят в зенит три звена наших истребителей (Бакланов).

ВАРИАНТ 8

1. Он увидел довольно миловидную женщину в простеньком, наглухо

застегнутом до самой шеи жакете. 2. Домик под двускатной крышей был без палисадника, низкое крыльцо выходило прямо на улицу. 3. Она не закончила фразу и ушла, заплакав, прихватила только небольшой чемоданчик с платьями.

(Иванов)

ВАРИАНТ 9

1. Внятно и глухо шумел на горе сосняк, на неширокой луговине

выпрямившегося берега полоскало по ветру голые березы и осины. 2. Он очнулся, но долго еще сидел без движения, угнетенный и уязвленный этими бродячими злыми снами. 3. Было ей донельзя горько и тошно, всякое слово казалось неуместным и ненужным.

(Распутин)

 

ВАРИАНТ 10

1. И скрипка запела, затосковала, и зал снова замер, боясь неосторожным звуком оскорбить нескладного музыканта с бельмом на глазу (Васильев). 2. Боец с поднятым воротничком шинели и в каске поверх шапки выжидательно застыл в окопчике (Быков). 3. Солнце отвесно пекло затылок, мокрую спину между лопаток (Бакланов).

 

 

ВОПРОСЫ К КОЛЛОКВИУМУ

1. Понятие о словосочетании. Основные признаки словосочетания.

2. Аспекты анализа словосочетания.

3. Словосочетание и слово.

4. Словосочетание и предложение.

5. Правила вычленения словосочетаний из предложения.

6. Свободные и несвободные словосочетания.

7. Членимые и нечленимые словосочетания.

8. Классификация словосочетаний по их структуре.

9. Классификация словосочетаний по характеру стержневого слова.

10. Виды словосочетаний по характеру отношений между компонентами.

11. Парадигма словосочетаний.

12. Схемы словосочетаний.

13. Понятие и общая характеристика синтаксических связей.

14.Виды синтаксических связей: сочинение и подчинение.

15.Виды подчинительной связи в словосочетании:

а) согласование;

б) управление;

в) примыкание.

 

ТЕСТЫ

Закончите фразу:

Словосочетание – это _________________________________________

____________________________________________________________

Словосочетание имеет следующие признаки:

а) состоит из двух и более знаменательных слов;

б) состоит из двух слов;

в) одно слово является главным, другое – зависимым;

г) строится на основе сочинительной и подчинительной связи;

д) строится на основе сочинительной связи;

е) строится на основе подчинительной связи.

Охарактеризуйте аспекты анализа словосочетания:

а) ___________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

б) ___________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

в) ___________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Установите черты сходства слова и словосочетания:

а) не являются коммуникативной единицей;

б) являются коммуникативной единицей;

в) имеют предикативное значение;

г) не имеют предикативное значение;

д) характеризуются интонацией сообщения;

е) не имеют интонации сообщения;

ж) являются номинативным средством языка;

з) имеют систему форм;

и) не имеют системы форм.

Черты отличия словосочетания от слова:

а)

б)

в)

Черты отличия словосочетания от предложения:

а)

б)

в)

г)

д)

е)

Укажите сочетания, не являющиеся словосочетанием:

1) буду стараться; 2) через мост; 3) чуть-чуть медленнее; 4) благодаря дождям; 5) в лесу и на лугу; 6) был тяжелым; 7) там, на дороге; 8) тетрадь в клетку; 9) самый тихий; 10) висящая на стене; 11) дети играют.

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)

10)

11)

Выделите словосочетания:

1) пусть не приходит; 2) новый для нас; 3) лишь один; 4) одеть ребенка;

5) две синицы; 6) ввиду болезни.

1)

2)

3)

4)

5)

6)

Укажите синтаксически несвободные словосочетания:

1) бросить упрек; 2) дать совет; 3) вести сына; 4) сделать предложение; 5) сделать попытку; 6) принять решение.

1)

2)

3)

4)

5)

6)

Укажите синтаксически свободные словосочетания:

1) отправить посылку; 2) броситься в отчаяние; 3) дочь командира;

4) поднять на смех; 5) гнаться за медведем.

1)

2)

3)

4)

5)

По структуре словосочетания бывают:

а) простыми;

б) сложными;

в) составными.

В Грамматике-70 выделяются следующие типы словосочетаний по структуре:

а) простые;

б) сложные;

в) составные;

г) комбинированные.

Закончите фразу:

Простыми словосочетаниями являются ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­___________________________

_____________________________________________________________

Закончите фразу:

Сложными словосочетаниями являются ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­___________________________

_____________________________________________________________

Укажите простые словосочетания:

1) доброе сердце матери; 2) майское утро; 3) говорить громким голосом; 4) сделать попытку скрыться; 5) красивая шкатулка из дерева;

6) встретить с открытой душой; 7) почерк сестры.

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

Укажите сложные словосочетания:

1) работать спустя рукава; 2) купить газету в киоске; 3) бабочка с желтыми крылышками; 4) будут говорить; 5) иметь возможность наблюдать.

1)

2)

3)

4)

5)

В зависимости от принадлежности главного слова к той или иной части речи словосочетания делятся на:

а)

б)

в)

г)

Найдите глагольные словосочетания:

1) вспомнить о прошлом; 2) счастье жить; 3) мастер говорить;

4) вспоминая о прошлом; 5) почерневший от горя; 6) воспитанный родителями.

1)

2)

3)

4)

5)

6)

Между компонентами словосочетания устанавливаются следующие типы отношений:

а) глагольные;

б) атрибутивные;

в) именные;

г) объектные;

д) наречные;

е) субъектные;

ж) обстоятельственные;

з) адъективные;

и) комплетивные.

Укажите словосочетания с субъектными отношениями:

1) рисовать картину; 2) работать с огоньком; 3) приезд отца; 4) рассуждать о жизни; 5) освобожденный солдатами; 6) страшно мне.

1)

2)

3)

4)

5)

6)

Укажите словосочетания с комплетивными отношениями:

1) поездка налегке; 2) выполненное задание; 3) три стола; 4) уважать смелого; 5) стая птиц; 6) много слов.

1)

2)

3)

4)

5)

6)

Укажите словосочетания с атрибутивными отношениями:

1) приказ выступать; 2) двери комнаты; 3) прийти с товарищем;

4) пятый маршрут; 5) поездка налегке.

1)

2)

3)

4)

5)

Парадигма словосочетания создается в результате:

а) изменения главного слова по свойственным ему грамматическим категориям;

б) изменения зависимого слова по свойственным ему грамматическим категориям;

в) изменения главного и зависимого слов по свойственным им грамматическим категориям.

Парадигма словосочетаний, в которых главным словом является количественное числительное, состоит из форм:

а) именительного падежа;

б) родительного падежа;

в) дательного падежа;

г) винительного падежа;

д) творительного падежа;

е) предложного падежа.

Количественное числительное является главным словом в количественно-именных словосочетаниях, если имеет форму:

а) именительного падежа;

б) родительного падежа;

в) дательного падежа;

г) винительного падежа;

д) творительного падежа;

е) предложного падежа.

Количественное числительное является зависимым словом в количественно-именном словосочетании, если имеет форму:

а) именительного падежа;

б) родительного падежа;

в) дательного падежа;

г) винительного падежа;

д) творительного падежа;

е) предложного падежа.

Закончите фразу:

Синтаксическая связь – это______________________________________

_____________________________________________________________

Для выражения синтаксических связей в современном русском языке используются:

а) формы слов;

б) союзы и союзные слова;

в) предлоги;

г) порядок слов;

д) интонация.

Средствами выражения синтаксических связей в словосочетании являются:

а) формы слов;

б) союзы и союзные слова;

в) предлоги;

г) порядок слов;

д) интонация.

Между компонентами словосочетания устанавливается:

а) сочинительная связь;

б) подчинительная связь.

На уровне словосочетания различают такие виды связи:

а) согласование;

б) управление;

в) координация;

г) тяготение;

д) примыкание;

е) соположение.

Установите вид подчинительной связи в следующих словосочетаниях:

Идти быстро; всегда обаятельный; очень громко; прилежно учиться; картина красивее.

а) согласование;

б) управление;

в) примыкание.

Укажите словосочетания с именным примыканием:

1) полон надежды; 2) меняться на глазах; 3) надеюсь на успех;

4) ползти змеей; 5) стричься в парикмахерской; 6) стричься ежиком.

1)

2)

3)

4)

5)

6)

Выделите словосочетания с сильным управлением:

1) читать книгу; 2) надеюсь на удачу; 3) письмо брата; 4) два друга;

5) выпил молока.

1)

2)

3)

4)

5)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………3

Словосочетание………………………………………………………....4

Упражнения к теме «Словосочетание»……………………………….16

Классификация словосочетаний………………………………………20

Упражнения к теме «Классификация словосочетаний»……………..33

Синтаксические связи в словосочетании……………………………..39

Упражнения к теме «Синтаксические связи в словосочетании»……46

Анализ словосочетания………………………………………………..48

Образец разбора простого словосочетания…………………………..48

Образец разбора сложного словосочетания………………………….50

Контрольная работа……………………………………………………54

Вопросы к коллоквиуму……………………………………………….57

Тесты…………………………………………………………………….58

 

 
 

Читайте также:

lektsia.com

Виды словосочетаний — урок. Русский язык, 11 класс.

Словосочетанием называется соединение двух и более знаменательных слов, связанных на основе подчинительной связи (согласование, управление и примыкание).

Пример:

прекрасный день (согласование), писать письмо (управление), говорить громко (примыкание)

Обрати внимание!

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов: 1) подлежащее и сказуемое; 2) обособленные члены предложения с определяемым словом; 3) ряды однородных членов; 4) слова с предлогами типа: вокруг дома, по дороге т. п.

По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:

 

1) синтаксически свободные:

Пример:

высокий дом, идти в школу;

2) синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:

Пример:

три сестры, анютины глазки, бить челом.

По структуре словосочетания делятся на простые, состоящие из двух знаменательных слов (главного и зависимого): деревянный стол, и сложные: старый деревянный дом.

 

Из сложного словосочетания можно выделить простое, например: дом

Пример:

(какой?) деревянный, деревянный дом (какой?) старый.

В словосочетании выделяются главное (стержневое) и зависимое слова:

Пример:

жаркий (какой?) день.

Отношения между главным и зависимым словами выражаются грамматически:

 

1) при помощи окончания:

Пример:

черное (какое?) пятно; подарок (кому?) отцу;

2) при помощи окончания и предлога:

Пример:

письмо (к кому?) к матери;

3) по смыслу:

Пример:

бегает (как?) хорошо.

В зависимости от того, какой частью речи является главное слово, выделяются следующие типы словосочетаний:

1) глагольные, где главное слово — глагол (или его формы):

Пример:

ехать домой, сидя на стуле, написанный тушью;

2) именные, где главное слово:

а) имя существительное:

Пример:

актуальный вопрос, желание рисовать;

б) имя прилагательное

Пример:

готовый к отъезду, очень сильный;

в) имя числительное

Пример:

три брата, трое друзей, первый из вошедших;

г) местоимение

Пример:

кто-то из присутствующих, нечто интересное;

3) наречные, где главное слово — наречие

Пример:

незадолго до отъезда, где-то в пустыне.

Смысловые отношения в словосочетании определяются при помощи вопросов:

 

1) чей? какой? который? — определительные:

Пример:

костюм (чей?) брата; шелковое (какое?) платье;

2) кого? чего? и др. — объектные:

Пример:

письмо (кому?) отцу;

3) куда? как? когда? и др. — обстоятельственные:

Пример:

гулять (где?) в лесу.

Источники:

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы. Учебник. - М.: 2011.

www.yaklass.ru

Словосочетание - это... Что такое Словосочетание?

Словосочета́ние — это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, ка­чества, действия и др.).

Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.

Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также сочинительные словосочетания — сочетания однородных членов предложения.

Словосочетаниями не являются[источник не указан 82 дня]:

  1. грамматическая основа
  2. однородные члены предложения
  3. служебная часть речи + существительное
  4. фразеологизм
  5. повторы слов

Типы связи слов в словосочетании

Предикативная связь является связью между членами грамматической основы в предложении.

В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:

  • Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово всегда существительное; придаточное может являться: прилагательным, причастием или местоимением.
Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе, под тем же названием.
  • Управление — вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа.
Примеры: ненависть к врагу, крутить головой, любовь к Родине.
  • Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия.
Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шёл не спеша, мальчик постарше.
  • Другое определение связи «Примыкание» — связь, которая используется в словосочетании, где главный компонент — неизменяемое слово или такая изолированная от других форм, как сравнительная степень, неопределённая форма глагола .

Классификация словосочетаний по главному слову

По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:

  1. ГлагольныеПримеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать про себя.
  2. Именные
    1. Субстантивные (с существительным в роли главного слова)Примеры: план сочинения, поездка по городу, третий класс, яйца в холодильнике.
    2. Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.
    3. Количественные (с именем числительным в роли главного слова)Примеры: два карандаша, второй из претендентов.
    4. Местоименные (с местоимением в роли главного слова)Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.
  3. НаречныеПримеры: крайне важно, вдали от дороги.

Классификация словосочетаний по составу (по структуре)

  • Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов.

Примеры: новый дом, седоволосый человек.

  • Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.

Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.

Академическая классификация словосочетаний по составу — более сложна. Помимо простых и сложных словосочетаний, выделяют также: комбинированные. Основным критерием этой классификации является способ связи слов в составе словосочетания.[1]

Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов

По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:

  • синтаксически свободные

Примеры: высокий дом.

  • синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:

Примеры: три сестры, анютины глазки.

Примечания

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Словосочетание — Википедия РУ

Словосочета́ние — это соединение двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.).

Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.

Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения знаменательных (имеющих самостоятельное смысловое значение) слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также широкое понимание словосочетания: сочинительные словосочетания — сочетания однородных членов предложения, а также предикативные словосочетания — подлежащее и сказуемое[1].

Типы связи слов в словосочетании

Предикативная связь является связью между членами грамматической основы в предложении.

В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:

  • Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово всегда существительное; зависимое может являться: прилагательным, причастием, местоимением или числительным.
Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе, под тем же названием, восьмой класс.
  • Управление — вид подчинительной связи, где зависимое слово находится в форме косвенного падежа.
Примеры: ненависть к врагу, крутить головой, любовь к Родине.
  • Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия.
Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шёл не спеша, мальчик постарше.

Другое, более редкое, определение связи «примыкание» — связь, которая используется в словосочетании, где главный компонент — неизменяемое слово или такая изолированная от других форм, как сравнительная степень, неопределённая форма глагола[источник не указан 1319 дней].

Классификация словосочетаний по главному слову

По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:

  1. Глагольные (с глаголом в роли главного слова)Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать про себя.
  2. Именные
    1. Субстантивные (с существительным в роли главного слова) Примеры: план сочинения, поездка по городу, третий класс, яйца в холодильнике
    2. Адъективные (с прилагательным в роли главного слова) Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.
    3. Количественные (с именем числительным в роли главного слова) Примеры: два карандаша, второй из претендентов.
    4. Местоименные (с местоимением в роли главного слова) Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.
  3. Наречные (с наречием в роли главного слова)Примеры: крайне важно, вдали от дороги.

Классификация словосочетаний по вопросу

  1. Определительные — словосочетания, которые обозначают предмет и его признак. Примеры: глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
  2. Объектные — называют предметы, действия, признаки и т. д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.
  3. Обстоятельственные — указывают на действие и его признак. Примеры: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.

Классификация словосочетаний по составу (по структуре)

  • Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов.

Примеры: новый дом, седоволосый человек.

  • Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.

Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.

Академическая классификация словосочетаний по составу — более сложна. Помимо простых и сложных словосочетаний, выделяют также: комбинированные. Основным критерием этой классификации является способ связи слов в составе словосочетания[2]. Комбинированными называют словосочетания, образованные разными видами связи, исходящими от разных стержневых слов. Например, в словосочетании «увлечённо читать интересную книгу» можно выделить следующие пары стержневых и зависимых слов: «увлечённо читать», «читать книгу», «интересную книгу»[3].

Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов

По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:

  • синтаксически свободные

Пример: высокий дом.

  • синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:

Примеры: три сестры, анютины глазки.

Не являются словосочетаниями

В узком понимании, принятом в большинстве учебников и академической грамматике, к словосочетаниям не относятся такие сочетания, у которых связь не подчинительная, одно из слов не является знаменательным или связь возникает только в определённой позиции в предложении у определённой формы, например[4]:

  1. Подлежащее и сказуемое (предикативная основа предложения), например, дождь идёт.
  2. Страдательная или безличная форма глагола с субъектом в творительном падеже. Например, предложено учёными
  3. Сочетание однородных членов предложения
  4. Формы будущего времени, повелительного наклонения, степени сравнения
  5. Сочетание слова и относящегося к нему обособленного члена предложения
  6. Сочетание служебного и знаменательного слова, например, существительное с предлогом, например, перед сном
  7. Сочетания глаголов в одной и той же форме
  8. фразеологизмы

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

http-wikipediya.ru

Запишите словосочетания Графически выделите в каждом из них...

"Домашнее задание":Главное слово - задание.Зависимое слово - домашнее (задание (какое?) домашнее).

"Надёжный товарищ":Главное слово - товарищ.Зависимое слово - надёжный (товарищ (какой?) надёжный).

"Вдумчиво ответить":Главное слово - ответить.Зависимое слово - вдумчиво (ответить (как?) вдумчиво).

"Современные города":Главное слово - города.Зависимое слово - современные (города (какие?) современные).

"Компьютерная игра":Главное слово - игра.Зависимое слово - компьютерная (игра (какая?) компьютерная).

"Опоздать на поезд":Главное слово - опоздать.Зависимое слово - на поезд (опоздать (куда?) на поезд).

"Чайное блюдце":Главное слово - блюдце.Зависимое слово - чайное (блюдце (какое?) чайное).

"Электронная почта":Главное слово - почта.Зависимое слово - электронная (почта (какая?) электронная).

"Урок начался", "учёные доказали", "наступили каникулы" не являются словосочетаниями, так как эти сочетания слов - подлежащее и сказуемое.

"Отцы и дети", "белый и зелёный" не являются словосочетаниями, так как эти сочетания слов - однородные.

"Вокруг леса" не является словосочетанием, так как это сочетание слов - предлог и существительное.

Не все сочетания слов являются словосочетаниями. Например, нельзя назвать словосочетанием подлежащее и сказуемое, так как они составляют грамматическую основу предложения и между ними существует равноправная связь.Во-вторых, сочетания служебных слов (союзов, частиц, предлогов) со знаменательными не являются словосочетаниями.Нужно обратить особое внимание на сочетания существительных или местоимений (субстантивированных частей речи) с производными предлогами, которые легко спутать с другими частями речи.Не являются словосочетаниями сложные и составные формы будущего времени и повелительного наклонения глагола, составные степени сравнения прилагательных и наречий.Ряды однородных членов предложения, соединенные сочинительной связью, также не назовём словосочетаниями.Устойчивые словосочетания, или фразеологические обороты, не членятся на составляющие их слова. Они являются одним членом предложения. Фразеологизм обычно можно заменить словом-синонимом.(Информация на тему "Какие сочетания слов не являются словосочетанием" взята с этого сайта: http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/kakie-sochetaniya-slov-ne-yavlyayutsya-slovosochetaniem.html)

Я написала тебе, какие слова являются главными, а какими зависимыми, думаю, графически выделить в словосочетаниях зависимые слова ты сможешь.Надеюсь, помогла.Удачи.

Оцени ответ

nebotan.com

Словосочетание - это... Что такое Словосочетание?

Словосочета́ние — это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, ка­чества, действия и др.).

Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.

Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также сочинительные словосочетания — сочетания однородных членов предложения.

Словосочетаниями не являются[источник не указан 82 дня]:

  1. грамматическая основа
  2. однородные члены предложения
  3. служебная часть речи + существительное
  4. фразеологизм
  5. повторы слов

Типы связи слов в словосочетании

Предикативная связь является связью между членами грамматической основы в предложении.

В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:

  • Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово всегда существительное; придаточное может являться: прилагательным, причастием или местоимением.
Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе, под тем же названием.
  • Управление — вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа.
Примеры: ненависть к врагу, крутить головой, любовь к Родине.
  • Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия.
Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шёл не спеша, мальчик постарше.
  • Другое определение связи «Примыкание» — связь, которая используется в словосочетании, где главный компонент — неизменяемое слово или такая изолированная от других форм, как сравнительная степень, неопределённая форма глагола .

Классификация словосочетаний по главному слову

По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:

  1. ГлагольныеПримеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать про себя.
  2. Именные
    1. Субстантивные (с существительным в роли главного слова)Примеры: план сочинения, поездка по городу, третий класс, яйца в холодильнике.
    2. Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.
    3. Количественные (с именем числительным в роли главного слова)Примеры: два карандаша, второй из претендентов.
    4. Местоименные (с местоимением в роли главного слова)Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.
  3. НаречныеПримеры: крайне важно, вдали от дороги.

Классификация словосочетаний по составу (по структуре)

  • Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов.

Примеры: новый дом, седоволосый человек.

  • Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.

Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.

Академическая классификация словосочетаний по составу — более сложна. Помимо простых и сложных словосочетаний, выделяют также: комбинированные. Основным критерием этой классификации является способ связи слов в составе словосочетания.[1]

Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов

По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:

  • синтаксически свободные

Примеры: высокий дом.

  • синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:

Примеры: три сестры, анютины глазки.

Примечания

См. также

Ссылки

dikc.academic.ru

Словосочетание - Gpedia, Your Encyclopedia

Словосочета́ние — это соединение двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.).

Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.

Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения знаменательных (имеющих самостоятельное смысловое значение) слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также широкое понимание словосочетания: сочинительные словосочетания — сочетания однородных членов предложения, а также предикативные словосочетания — подлежащее и сказуемое[1].

Типы связи слов в словосочетании

Предикативная связь является связью между членами грамматической основы в предложении.

В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:

  • Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово всегда существительное; зависимое может являться: прилагательным, причастием, местоимением или числительным.
Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе, под тем же названием, восьмой класс.
  • Управление — вид подчинительной связи, где зависимое слово находится в форме косвенного падежа.
Примеры: ненависть к врагу, крутить головой, любовь к Родине.
  • Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия.
Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шёл не спеша, мальчик постарше.

Другое, более редкое, определение связи «примыкание» — связь, которая используется в словосочетании, где главный компонент — неизменяемое слово или такая изолированная от других форм, как сравнительная степень, неопределённая форма глагола[источник не указан 1404 дня].

Классификация словосочетаний по главному слову

По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:

  1. Глагольные (с глаголом в роли главного слова)Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать про себя.
  2. Именные
    1. Субстантивные (с существительным в роли главного слова) Примеры: план сочинения, поездка по городу, третий класс, яйца в холодильнике
    2. Адъективные (с прилагательным в роли главного слова) Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.
    3. Количественные (с именем числительным в роли главного слова) Примеры: два карандаша, второй из претендентов.
    4. Местоименные (с местоимением в роли главного слова) Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.
  3. Наречные (с наречием в роли главного слова)Примеры: крайне важно, вдали от дороги.

Классификация словосочетаний по вопросу

  1. Определительные — словосочетания, которые обозначают предмет и его признак. Примеры: глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
  2. Объектные — называют предметы, действия, признаки и т. д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.
  3. Обстоятельственные — указывают на действие и его признак. Примеры: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.

Классификация словосочетаний по составу (по структуре)

  • Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов.

Примеры: новый дом, седоволосый человек.

  • Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.

Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.

Академическая классификация словосочетаний по составу — более сложна. Помимо простых и сложных словосочетаний, выделяют также: комбинированные. Основным критерием этой классификации является способ связи слов в составе словосочетания[2]. Комбинированными называют словосочетания, образованные разными видами связи, исходящими от разных стержневых слов. Например, в словосочетании «увлечённо читать интересную книгу» можно выделить следующие пары стержневых и зависимых слов: «увлечённо читать», «читать книгу», «интересную книгу»[3].

Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов

По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:

  • синтаксически свободные

Пример: высокий дом.

  • синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:

Примеры: три сестры, анютины глазки.

Не являются словосочетаниями

В узком понимании, принятом в большинстве учебников и академической грамматике, к словосочетаниям не относятся такие сочетания, у которых связь не подчинительная, одно из слов не является знаменательным или связь возникает только в определённой позиции в предложении у определённой формы, например[4]:

  1. Подлежащее и сказуемое (предикативная основа предложения), например, дождь идёт.
  2. Страдательная или безличная форма глагола с субъектом в творительном падеже. Например, предложено учёными
  3. Сочетание однородных членов предложения
  4. Формы будущего времени, повелительного наклонения, степени сравнения
  5. Сочетание слова и относящегося к нему обособленного члена предложения
  6. Сочетание служебного и знаменательного слова, например, существительное с предлогом, например, перед сном
  7. Сочетания глаголов в одной и той же форме
  8. фразеологизмы

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

www.gpedia.com