ЕГЭ. Обществознание. ПОЛИТИКА. 4.1. Понятие власти. Публичная политическая власть является обязательным признаком чего


14. Публичная политическая власть как признак государства. Легитимность и легальность государственной власти

Важнейшим признаком государства является наличие аппарата публичной политической власти. Сущность данного института заключается в сосредоточении властных полномочий в руках профессиональных управленцев, выделение которых в относительно самостоятельную группу есть не что иное, как четвертое крупное разделение труда. В этом смысле следует признать весьма точным утверждение Ф. Энгельса о том, что «существенный признак государства состоит в публичной власти, отделенной от массы народа».

Аппарат государственной власти как организация, осуществляющая деятельность в сфере социального управления, обладает публичным характером -- властные предписания, принятые от имени государства, одинаково обязательны для всех членов сообщества независимо от того, принимали они непосредственное участие в подготовке и принятии этих предписаний или нет. Более того, не имеет значения внутреннее отношение (согласие или несогласие) субъекта к устанавливаемому от имени государства общезначимому правилу поведения, действенность которого гарантируется всем государственным механизмом (в том числе и механизмом принуждения) и которое санкционируется государством (за нарушение установленного предписания предусматриваются адекватные причиненному вреду меры юридической ответственности).

Деятельность государственной власти направлена на реализацию важнейших функциональных полномочий государства в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и надзорно-контрольной сферах. Таким образом, государственную власть от иных властных структур внутригосударственного и международного характера отличает монопольное право на законотворчество, правосудие, государственное принуждение.

Публичная власть -- политическая власть господствующего класса, независимо от конкретных государственных форм её организации и проявления. Основные функции публичной власти -- подчинение (в т.ч. подавление сопротивления др. классов), организация общества, управление им в соответствии с экономическими, политическими и духовными интересами этого класса.

В социалистическом государстве публичная власть служит интересам народа, выражает его волю и связана с ним многообразными демократическими формами, которые совершенствуются по мере развития социализма.

Власть характеризуется рядом отличительных признаков: 1) легальностью; 2) легитимностью.

Легальность - использования силы в пределах государства. Положительная оценка, принятие населением власти, признание ее правомерности, права управлять и согласие подчиняться означает ее легитимность. Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, ее соответствием ценностным представлениям большинства граждан, с консенсусом общества в области основополагающих политических ценностей.

Сам термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» или «узаконенность». Такой перевод не совсем точен. Законность, понимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, может быть присуща и нелегитимной власти.

Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес Макс Вебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа легитимности власти:

1. Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений между главой семьи и ее членами. Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому, считал Вебер, для стабильности демократии, полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

2. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности. Харизматический способ легитимации часто наблюдается в периоды революционных перемер, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженной воли большинства. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.

3. Рационально-правовая (демократическая) легитимность. Ее источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств. Это преимущественно структурная или институциональная легитимность, основанная на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным личностям (персональная легитимность). Хотя нередко, особенно в молодых демократиях, легитимность власти может основываться не столько на уважении к выборным институтам, сколько на авторитете конкретной персоны руководителя государства. В современном мире легитимность власти нередко отождествляют лишь с ее демократической легитимностью.

Легитимность власти не ограничивается ее тремя, ставшими классическими типами. Существуют и другие способы легитимации и, соответственно, типы легитимности. Один из них -- идеологическая легитимность. Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идео-логия обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса, ее право управлять. В зависимости от того, к кому апеллирует идеология и какие идеи она использует, идеологическая легитимность может быть классовой или националистической .В странах командно-административного социализма была широко распространена классовая легитимность. Во второй поло-вине XX в. многие молодые государства в попытках получить признание и поддержку населения очень часто прибегают к националистической легитимации своей власти, нередко устанавливая этнократические режимы.

Идеологическая легитимация основывается на внедрении в сознание и подсознание людей определенной «официальной» идеологии с помощью методов убеждения и внушения. Однако, в отличие от рационально-правовой легитимации, апеллирующей к сознанию, разуму, она -- однонаправленный процесс, не предполагающий обратных связей, свободного участия граждан в формировании идеологических платформ или их выборе.

studfiles.net

Публичная политическая власть как признак государства. Легитимность и легальность государственной власти.

Право Публичная политическая власть как признак государства. Легитимность и легальность государственной власти.

Количество просмотров публикации Публичная политическая власть как признак государства. Легитимность и легальность государственной власти. - 595

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Публичная политическая власть как признак государства. Легитимность и легальность государственной власти.
Рубрика (тематическая категория) Право

Важнейшим признаком государства является наличие аппарата публичной политической власти. Сущность данного института состоит в сосредоточении властных полномочий в руках профессиональных управленцев, выделение которых в относительно самостоятельную группу есть не что иное, как четвертое крупное разделение труда. В этом смысле следует признать весьма точным утверждение Ф. Энгельса о том, что ʼʼсущественный признак государства состоит в публичной власти, отделенной от массы народаʼʼ.

Аппарат государственной власти как организация, осуществляющая деятельность в сфере социального управления, обладает публичным характером -- властные предписания, принятые от имени государства, одинаково обязательны для всех членов сообщества независимо от того, принимали они непосредственное участие в подготовке и принятии этих предписаний или нет. Более того, не имеет значения внутреннее отношение (согласие или несогласие) субъекта к устанавливаемому от имени государства общезначимому правилу поведения, действенность которого гарантируется всем государственным механизмом (в том числе и механизмом принуждения) и которое санкционируется государством (за нарушение установленного предписания предусматриваются адекватные причиненному вреду меры юридической ответственности).

Деятельность государственной власти направлена на реализацию важнейших функциональных полномочий государства в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и надзорно-контрольной сферах. Таким образом, государственную власть от иных властных структур внутригосударственного и международного характера отличает монопольное право на законотворчество, правосудие, государственное принуждение.

Публичная власть - политическая власть господствующего класса, независимо от конкретных государственных форм её организации и проявления. Основные функции публичной власти - подчинение (в т.ч. подавление сопротивления др. Размещено на реф.рфклассов), организация общества, управление им в соответствии с экономическими, политическими и духовными интересами этого класса.

В социалистическом государстве публичная власть служит интересам народа, выражает ᴇᴦο волю и связана с ним многообразными демократическими формами, которые совершенствуются по мере развития социализма.

Власть характеризуется рядом отличительных признаков˸ 1) легальностью; 2) легитимностью.

Легальность - использования силы в пределах государства. Положительная оценка, принятие населением власти, признание её правомерности, права управлять и согласие подчиняться означает её легитимность. Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, её соответствием ценностным представлениям большинства граждан, с консенсусом общества в сфере основополагающих политических ценностей.

Публичная политическая власть как признак государства. Легитимность и легальность государственной власти. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Публичная политическая власть как признак государства. Легитимность и легальность государственной власти." 2014, 2015-2016.

referatwork.ru

Публичная власть как признак государства

Поиск Лекций

Второй признак государства связан с учреждением особой публичной власти, которая непосредственно с интересами на­селения не совпадает. В родоплеменном сообществе существо­вала родовая потестарная власть (от лат. potestas— сила, мощь), сущность которой — жестокое принуждение. Она распростра­нялась только на сородичей и осуществлялась по кровнород­ственному признаку, ей подчинялись только члены рода в силу их личной зависимости от коллектива. Власть же публичная распространяется по территориальному принципу, ей подчиня­ются все, кто находится на определенной подвластной терри­тории. Эти «все» представляют собой подвластный народ, на­селение, «публику», совокупность абстрактных объектов вла­сти (подданных или граждан). Для публичной власти неваж­но, связаны подвластные кровнородственными или нацио­нальными узами или нет. Публичной власти на ее территории подчиняются даже иностранцы.

Власть - неотъемлемое свойство человеческого сообщества. Как социальное явление она представляется в виде совершенно естественного и объективно необходимого регулятора обще­ственных отношений. Будучи порождена ими, власть в свою очередь выступает в роли инструмента организации общества, утверждения дисциплины и порядка в нем.

Совместная деятельность в любом обществе обусловлена тем, что люди никогда не жили изолированно друг от друга, общение составляет необходимое условие существования лю­дей. Поэтому генезис власти следует искать в самой необходи­мости человеческого общежития. Именно в таком общежитии возникает психологическая потребность подчинения индивида единой общественной воле, появляется чувство зависимости, состояние подвластности на одной стороне и чувство власто­любия, воля к власти — на другой.

Конечно, явление властности не есть только психологичес­кий феномен, оно возникает под влиянием социальных усло­вий жизнедеятельности как общественная функция по руковод­ству трудовым процессом. В самом общем виде власть рас­сматривается как функция любого организованного коллекти­ва людей по налаживанию их совместной деятельности с по­мощью особых методов (убеждения или принуждения) для достижения определенных целей. В этом состоит восприятие власти как социальной функции, которая была присуща еще первобытному обществу: общественная власть племени, фрат­рии, рода, осуществляемая советами старейшин родов и пле­мен, народными собраниями (типа древнегреческой агоры) и т.п. Такая власть не отделяется от ее источника и носителя, выражает общие интересы и потребности общества и применя­ется для руководства его общими делами.

Подобная власть носит негосударственный характер, она выступает в качестве общественной (публичной) власти, или власти в социальном смысле. Она может принадлежать орга­низованному коллективу людей не только в условиях бесклас­сового общества, но и в обществе, разделенном на классы. Так, социальную власть использует трудовой коллектив для нала­живания совместной производственной деятельности своих членов; любая другая социальная ячейка общества является носителем власти как функции соответствующего организо­ванного коллектива (семья, общественные объединения, ре­лигиозные организации, партии, ассоциации предпринимате­лей и др.).

Таким образом, в качестве основных признаков власти как таковой (в социальном смысле слова) прежде всего необходи­мо отметить ее понимание как особой общественной функции, именно функциональный подход позволяет отграничить наи­более общее понятие власти от иных, частных проявлений, ха­рактеризующих те или иные формы властной деятельности (власть как отношение господства и подчинения, как властеотношения и т. д.). Данный подход обеспечивает выделение вла­сти в относительно самостоятельную сферу, отличную от дру­гих видов общественной деятельности. В пределах указанной сферы формируется коллективный носитель власти, каковым является стойкая, организационно оформленная общественная структура в лице той или иной ячейки общества (семьи, обще­ственной организации и т. д.), социальной группы или слоя (класса, нации, иной социальной структуры), наконец, народа как универсальной общности людей.

В соответствии с этим не следует смешивать носителя (субъекта) власти и осуществляющих ее отдельных организа­ций, вступающих в определенные властеотношения. Соци­альная власть обнаруживает известную «раздвоенность», что выражается в наличии первичной и вторичной власти в обще­стве. В качестве первичной власти выступает функция соот­ветствующего коллектива, которая принадлежит ему в пол­ном объеме и которую он ни с кем не делит как единственный субъект власти. Вторичная власть является производной от власти коллектива, последний наделяет соответствующие орга­низации (органы, учреждения) определенной компетенцией («частицей власти»), но не наделяет их качествами субъектов, носителей власти. Несмотря на внешнюю «раздвоенность», речь идет не о двух разных властях, а об одной и той же вла­сти, но в процессе ее осуществления, реализации компетен­ции соответствующих органов в определенных отношениях от имени коллективного носителя власти. Данные признаки свой­ственны и такому специфическому виду социальной власти, как государственная власть, но в ней они приобретают осо­бый смысл.

С появлением государства власть отчуждается от общества и становится отличительным признаком любого государства, приобретая политический характер. Это значит, что власть как социальная функция преобразуется в политическую власть, которая служит концентрированным выражением экономичес­ких потребностей своего носителя — класса, сотрудничающих социальных сил, национальной элиты, политической партии и т.д. Политическая природа данной власти означает, что имен­но в государственных формах управления обществом она по­лучает свою относительную самостоятельность от иных видов общественной деятельности (выделяется из общества и стано­вится над обществом). В этом состоит особый характер пуб­личной власти, отделенной от всей совокупности входящих в состав государства лиц.

Анализируя важнейшие аспекты трактовки власти, следу­ет обратить внимание на то, что проблемы социальной, обще­ственной, в том числе и государственной, власти, ее легально­сти и легитимности по многим принципиальным вопросам ос­таются дискуссионными. Во-первых, нередко не проводится четкого различия между влиянием, воздействием и обществен­ной властью.

Влияние обусловлено природными или иными качества­ми явления (например, паника), особыми свойствами людей (выдающаяся физическая сила, красота, ораторский талант и др.). Оно не определяет принудительным путем желаемое по­ведение, а является лишь одним из побудительных мотивов поведения. Такие мотивы обычно действуют стихийно, не включают момент осознания их как власти. Последнее же необходимо для феномена власти. Волевой характер властеотношений между людьми проистекает из того, что они наде­лены сознанием и волей (независимо от того, идет речь о лич­ности или коллективном субъекте). Всякая общественная власть, любое отношение господства и подчинения есть «при­своение» чужой воли.

Однако не всякое волевое отношение является исключи­тельным признаком общественной (в том числе государствен­ной) власти. Родительская власть включает волевой характер отношений между членами семьи, она естественно восприни­мается как легитимная, но это не общественная власть. В ос­нове последней лежит существование определенных общностей, коллективов, связи внутри которых опираются не на род­ственные отношения, а на другие факторы. Такая власть мо­жет возникать в самых различных коллективах, например, в монашеских орденах или в старательских артелях по добыче золота. Необходимость власти в коллективе обусловлена со­вместной и осознанной деятельностью людей, что предпола­гает разделение труда, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе, а затем и кол­лективов между собой. Власть — существенный элемент вся­кой организации социальной жизни.

Общественная, социальная власть характеризуется не толь­ко волевыми отношениями, связанными с существованием более или менее устойчивого коллектива, она всегда содер­жит элемент принуждения, коренящийся в необходимости управления совместной деятельностью людей.

Такое принуждение принимается участниками коллекти­ва как легитимное (разумеется, в определенных пределах), ибо всякое объединение включает элемент ограничения его членов.

Формы управления коллективом могут быть различными (экономическое, административное, идеологическое и т.д.), различны и способы «присвоения» чужой воли. Неполитиче­ская, негосударственная, корпоративная власть общественной организации отличается от государственной, выделяет много других разновидностей власти: экономическую, военную, тех­ническую. Некоторые отечественные исследователи в свое вре­мя называли партийную, колхозную и другие виды власти.

Особое внимание в литературе уделяется политической власти, Есть различные подходы к пониманию ее природы, Некоторые современные авторы (Р. Даль, П. Кальверт и др.) считают, что она предшествует государству и существует в любом коллективе — профсоюзе, клубе, племени, фирме и т.д. Марксистская теория связывает политическую власть с появлением классов и государства. Есть и другие взгляды, но обычно политическую власть связывают с борьбой социальных групп за распределение социальных ценностей в социально-асимметричном обществе (политика — способ перераспреде­ления социальных статусов в обществе).

Как и всякий коллектив, социально-асимметричное чело­веческое общество нуждается в управлении, руководстве. В конечном счете, если говорить о социальных образованиях, то руководство (т. е. определение основного подхода к рас­пределению социальных ценностей в обществе) имеет тенден­цию сосредоточиваться в руках того класса, социальной группы, которая владеет средствами производства, распределения и обмена, в руках коалиций нескольких таких групп или до­минирующей группы, если групп-владельцев несколько. В ус­ловиях переходных состояний и некоторых других специфи­ческих условиях возможна иная ситуация. Такой группой мо­жет быть армия в условиях военного режима (точнее ее выс­ший офицерский состав), партийно-государственная номенк­латура, которая в странах тоталитарного социализма факти­чески распоряжалась средствами производства и распределе­ния. Руководство обществом со стороны определенной соци­альной группы (коалиции групп), оказывающей решающее влияние на властные структуры государства, — это и есть политическая власть.

Наиболее широким выражением политической власти на­рода является понятие народного суверенитета. Социальную сущность суверенитета в государстве составляет его принад­лежность целиком и исключительно народу, в чем находит воплощение действительное народовластие, осуществляемое во всех сферах общественной жизни. Эта сущность проявля­ется в единстве суверенитета, покоящемся на прочных соци­ально-политических основаниях: единстве самого народа и единстве принадлежащей ему государственной власти. Так, в условиях Российской Федерации народ выступает как единая политическая общность, охватывающая многонациональное население всего государства. Важнейшие признаки данной общности — единое экономическое пространство; взаимосвязь граждан государства по линии единой государственной орга­низации; общность судьбы различных наций, соединенных в рамках исторически сложившейся территории; чувство ответ­ственности за свою землю, неприкосновенность ее границ, ее экологическую безопасность, нерушимость основ демократи­ческой организации общества, прав и свобод каждого челове­ка. Все это в наибольшей степени позволяет установить сущностные качества суверенитета народа как единого, целостно­го явления общественной жизни, определить его носителя, выступающего источником государственной власти.

Именно в той глубокой сфере общественных отношений, в которой возникает и приобретает реальное выражение фак­тическая власть народа, сливаются воедино экономические и социально-политические основы осуществления этой власти, формируется политическая воля единого и единственного су­верена. В этом плане выявляется единство власти и суверени­тета народа по их субъекту и источнику, волевому характеру и социальной направленности. Суверенитет народа характе­ризуется не только его социальной сущностью, но имеет опре­деленное правовое содержание и формы реализации. Содер­жание суверенитета служит показателем его осуществления государственной властью, принадлежащей народу, в силу чего он находит организационное и юридическое выражение как суверенитет государственной власти. Соответственно полно­властие народа раскрывается через формируемую народом, ему подчиненную и от него зависимую государственную власть: полновластие (суверенитет) народа в правовом аспекте вы­ступает как верховенство (суверенитет) государственной вла­сти. Чем более государственная власть зависит от народа, чем более четко выполняет его волю, тем выше степень ее верхо­венства внутри страны и независимости на международной арене, а следовательно, более высок уровень суверенности государственной власти. Как мы уже видели, содержание су­веренитета народа раскрывается в качестве суверенитета госу­дарственной власти, что означает осуществление единства народного и государственного суверенитета в условиях под­линной демократии. Таким образом, сущность государствен­ной власти наиболее полно проявляется именно в ее сувере­нитете, в то время как остальные ее признаки, носящие сугу­бо юридический характер, определяются местом и ролью су­веренной власти в обществе.

 

Налоги и займы

 

Поскольку лица, образующие особый аппарат политической власти, управления и суда, не принимают непосредственного участия в производстве материальных благ, они нуждаются в материальных средствах для своего содержания. Эти средства взыскиваются с населения в виде налогов и займов, что явля­ется третьим признаком государственной организации обще­ства.

Древнее общество не знало этого института, так как не рас­полагало аппаратом управления и прямого принуждения, ко­торый, не участвуя в процессе производства, становился в обществе «иждивенцем». Привилегии должностных лиц являют­ся средством обеспечения их поведения и деятельности в инте­ресах экономически господствующих социальных трупп.

Налоги всегда были главным источником пополнения каз­ны. Под налогами обычно понимаются обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан и юри­дических лиц.

Обязанность платить налоги в новой Конституции Россий­ской Федерации закреплена как одна из важнейших.

От добровольного исполнения этой обязанности в значи­тельной мере зависит возможность выполнения государством своей социальной роли, иных видов государственной деятель­ности, охраны его суверенитета, обороноспособности, в чем кровно заинтересован каждый гражданин.

Законодательство устанавливает для граждан дифферен­цированные ставки налогов с учетом доходов лица. Этим са­мым государство содействует в возможной степени сбаланси­рованию доходов различных категорий граждан — уменьше­нию разрыва доходов высоко- и низкооплачиваемых катего­рий.

В условиях перехода и развития рыночных отношений в Российской Федерации при формировании доходной части бюджетов, функционирующих на ее территории, все большее значение начинают играть налоговые поступления, ежегодно повышается их удельный вес в доходах всех видов бюджетов.

Согласно действующему законодательству и принятому в финансово-правовой литературе определению под налогом по­нимается установленный органом государственной власти обя­зательный платеж в бюджет, вносимый безвозмездно юри­дическими лицами, другими категориями плательщиков и гражданами в точно определенный срок.

Государство устанавливает много видов обязательных пла­тежей, но налоги среди них занимают особое место, имея свою специфическую правовую природу. Прежде всего, налоги от­личаются от других обязательных платежей, установленных государством и включенных в действующую налоговую сис­тему Российской Федерации, тем, что за сумму денег, вноси­мую в бюджет, конкретному налогоплательщику ничего не выделяется. В отличие от налогов другие обязательные пла­тежи имеют несколько иную природу. Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» установле­ны несколько видов обязательных платежей. Например, го­сударственная пошлина вносится за какие-либо действия го­сударственных органов в пользу обратившегося к ним клиен­та. Так, за выдачу копии свидетельств о рождении гражда­нин, обратившийся в нотариальную контору, уплатит уста­новленную законом пошлину. Иную правовую природу, чем налоги, имеют и разные сборы, установленные законодатель­ством. Можно избежать этих обязательных платежей — не обращайся за какого-то рода услугой. Так, не используй госу­дарственную и местную символику, поднимающую престиж произведенного товара фирмы и т.д. — платить в бюджет не будешь. А налог платить необходимо, если возникают усло­вия, предусмотренные гипотезами налоговых норм, причем платить нужно безвозмездно. При уплате налога денежные средства от любого собственника переходят в собственность государства, как и при внесении любого другого обязательно­го платежа в бюджет, но при взимании сборов и пошлин пла­тельщик получает какую-либо услугу, благо и т. д. В связи с этим основной юридической характеристикой налога являет­ся индивидуальная безвозмездность платежа для конкретно­го налогоплательщика.

На территории Российской Федерации действуют три группы налогов: федеральные, республиканские налоги; налоги краев, областей, автономных образований и местные налоги.

Совокупность всех видов налогов, пошлин и сборов, со­гласно Закону Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», образует налоговую сис­тему.

К числу государственных налогов с населения относится, прежде всего, подоходный налог.

Плательщиками (субъектами) подоходного налога являют­ся практически все граждане Российской Федерации, граждане других государств и лица без гражданства, проживающие на территории России.

Объектом налогообложения у граждан является совокуп­ный доход, полученный как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе со­вокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии — по свободным (рыночным) це­ним на дату получения дохода.

В совокупный доход включаются суммы материальных и социальных благ, предоставляемых предприятиями, учрежде­ниями и организациями персонально своим работникам, в час­тности, оплата стоимости коммунально-бытовых услуг, разно­го рода абонементов, подписки на газеты, журналы, книги, питание, лечение; единовременные пособия уходящим на пен­сию ветеранам труда, средства предприятий, учреждений и организаций, распределенные в пользу граждан для приобре­тения товаров, акций, облигаций и др.

В совокупный доход не включаются: государственные по­собия по социальному страхованию и социальному обеспече­нию, кроме пособий по временной нетрудоспособности, а так­же пособия и другие виды помощи в денежной и натуральной форме, оказываемой из средств благотворительных, внебюд­жетных и экологических фондов.

Согласно Закону «О подоходном налоге с физических лиц» ни одна категория граждан не освобождается от налога полно­стью, а вопрос о социальной справедливости в перераспределе­нии доходов решается путем установления разного размера кратности минимальной месячной оплаты труда, исключаемой из облагаемого налогом дохода.

Характерным для данного налога является то, что гражда­не, имеющие доходы от нескольких источников, обязаны по­давать в налоговый орган декларацию о фактически получен­ных ими доходах, а также документально подтвержденных про­изведенных расходах и суммах начисленного и уплаченного налога.

 



poisk-ru.ru

Публичная власть - это... Что такое Публичная власть?

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 14 мая 2011.

Публи́чная вла́сть — это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя. Обычно противопоставляется общественной власти. Появление публичной власти связано с возникновением первых государств.

Виды публичного управления

  • международное публичное управление.

Оно осуществляется органами, которые созданы мировым сообществом (органы ООН, прежде всего Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея) или региональными международными объединениями

  • публичное государственное управление.

Оно осуществляется в пределах государственно организованного общества той или иной страны (в настоящее время в мире 200 государств).

  • особая разновидность публичного управления существует в субъектах федерации и автономиях
  • публичное управление существует в муниципальных образованиях, представляющих собой территориальный коллектив.

Органы публичной власти

Публичную власть реализуют различные органы. Например, в Российской Федерации к органам публичной власти относят:

Публичная власть и государственная власть

Государственная власть является разновидностью публичной власти. Последнее понятие шире, поскольку включает не только государственную власть, но и любую другую власть, выделенную из общества и осуществляемую специальными органами или должностными лицами.

См. также

dic.academic.ru

ЕГЭ. Обществознание. ПОЛИТИКА. 4.1. Понятие власти |

%d0%b22

Власть — это организованная сила, способная подчинить своему влиянию и воле людей, используя разные методы, в том числе и принуждение.

Вла́сть — возможность и способность осуществлять свою волю , воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Признаки власти:

  • Власть – общественное явление
  • Власть – компонент общества на всех этапах его развития
  • Может осуществляться только в рамках общественных отношений, между людьми
  • Властные отношения всегда двусторонние: есть, кто подчиняется и кто руководит
  • Власть всегда базируется на силе ( физической, силе интеллекта, авторитета, на силе закона и т.д.)

Источники власти ( то, что даёт власти силу, возможность властвовать над другими):

  • авторитет — влияние, которое человек, группа людей, организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств)
  • сила
  • закон
  • богатство
  • харизма ( от лат. дар- исключительная одарённость, привлекательность)

Виды власти с точки зрения ее социального уровня

  • власть в масштабе всего общества;
  • власть внутри того или иного коллектива ;
  • власть в отношении между двумя индивидами.

Виды власти  по степени воздействия:

  • демократическая
  • недемократическая

Виды власти по сферам общественной жизни:

  • духовная
  • социальная
  • экономическая
  • политическая
  • информационная
  • семейно-бытовая
  • религиозная и другие

Методы власти:

  • демократические и авторитарные
  • честные и нечестные( насилие, месть, обман, провокация, вымогательство и т.д.)

Элементы власти:

Субъекты власти: государство, парламент, политический лидер, партия.

Объекты власти: человек, масса, социальный слой, группа, народ в целом.

Ресурсы власти – то, что властвующий субъект может использовать для подчинения объекта

Функции власти:

  • господство
  • координация
  • руководство политическими процессами
  • управление делами общества и государства
  • организация политической жизни и политических отношений
  • Контроль

Специфической разновидностью является политическая власть  — способность определённой  социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов.

 В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства.

Основные признаки политической власти:

  • Публичность — решения политической власти обязательны для всех людей и для всех видов власти
  • Всеобщность — политическая власть осуществляется на основании права от имени всех людей
  • Легальность использования силы — закрепленность в законах и Конституции использовать силу
  • Моноцентричность – у политической власти может быть только один центр принятия решений.
  • Институциональность – наличие специальных органов власти, политических институтов
  • Регламентированность – определённость властных полномочий традициями, законом

 

Типы политической власти

  • Государственная власть – это система властных отношений, реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения. Она опирается на специальный аппарат управления и принуждения. Располагает монопольным правом издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия.
  • Общественная власть — партийная, профсоюз­ная, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение

По широте распространения власти:

  • международные организации (мегауровень),
  • центральные органы государства (макроуровень),
  • региональ­ные организации (мезоуровень),
  • власть в первичных организациях и малых группах (микроуровень).

Принципы устойчивости власти:

  • легитимность ( поддерживается основной частью населения)
  • легальность ( законность)
  • результативность

 

Типы легитимности:

  • Традиционная легитимность основана на традициях, вере в незыблемость и священность существующих порядков.
  • Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководите­ля, которого иногда даже обожествляют, создают культ его лич­ности.
  • Рационально-правовая (демократическая) легитимность основана законности её формирования, подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

Разделение властей предполагает деление власти на три ветви:

  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную.

Система разделения властей — это неотъемлемый признак демократии.

Суть разделения властей       заключается в ограничении (предотвращении) абсолютизма власти монарха, президента, парламента и других политических институтов.

В политической теории принцип разделения властей был впервые обоснован в работах Дж. Локка («Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правительстве»). Дальнейшее развитие теория разделения властей получила в трудах Ш. Монтескье («О духе законов»).

Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления.

Создается система сдержек и противовесов, которая не позволяет ни одной из ветвей власти узурпировать всю полноту власти в стране.

Суть разделения властей:

— все три ветви власти представлены разными людьми и органами согласно Конституции

-никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другим ветвям власти

Разделение властей в РФ:

  • законодательная (Федеральное Собрание)- издаёт законы, представляя интересы граждан
  • исполнительная власть (Правительство) – управляет государственными  делами
  • судебная (Конституционный Суд, Верховный Суд, суды разных уровней)- следит за соблюдением законов.

 

 

%d0%b24

 

%d0%b26

 

 

%d0%b210

 

 

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

 

 

obschestvoznanie-ege.ru