Кратко о скотоводстве и земледелии древних людей. Как произошло скотоводство


89.Скотоводство и земледелие. Возникновение ранних государств.

Отрасли сельскохозяйственной деятельности земледелие и скотоводство значительно зависимы друг от друга и являются определяющими роста и развития сельскохозяйственного производства.

Скотоводство, как отрасль животноводства, возникло наряду с земледелием еще за много лет до нашей эры. А в наши дни отрасли земледелия и скотоводства это уже правильно организованная структура, которая позволяет гарантировать стабильное производство продуктов питания и сырья.

Примерно 10 тысяч лет назад древние люди узнали, что такое земледелие и скотоводство. Первоначально племена, жившие в каменном веке, для своего пропитания собирали плоды и ягоды съедобных растений. Среди них были злаковые культуры, похожие на рис, ячмень, пшеницу. В основном эти виды произрастали в странах Азии. А также большое внимание древние люди уделяли собиранию картофеля, томатов, кукурузы, выращиваемых в Америке. В скором времени древние люди поняли, что для сбора съедобных растений не стоит уходить далеко от своих домов, так как почва позволяет выращивать необходимые злаки прямо возле них. Вот так вот люди стали сами рыхлить землю специальными орудиями и засеивать ее семенами.

Постепенно человек каменного века становился земледельцем. Затем жители поселений начали также одомашнивать диких животных. Первым домашним животным стала собака, которая была и защитником, и помощником в одном"лице". После люди приручили, диких коз, овец, свиней. Животные сами шли за человеком, так как он начал их подкармливать. Затем людьми были придуманы специальные загоны, где обитали животные. Загоны были построены на территории поселения человека. Самки овец, коз и свиней приносили потомство. Таким образом, появлялись стада животных, которые паслись на пастбищах. Вот так небольшими шагами началось развитие скотоводства у древних людей. Скотоводство — более эффективный способ добывания средств существования, основанный на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы так же, как охотники и собиратели, вели кочевой образ жизни.

Развитие земледелия позволило использовать часть урожая для прокорма скота. Но чем больше было скота у хозяина, тем чаще приходилось использовать подножный корм и передвигаться в поисках пастбищ. Постепенно часть племен, особенно там, где с травами было плохо, начала специализироваться на скотоводстве. Напротив, другая часть племен твердо стала на путь развития земледелия. Ведь чем больше скота у хозяина, тем больше навоза для зерновых и тем выше их урожайность. Если, конечно, почва быстро воспринимает удобрение и воздает земледельцу прибавкой в урожае.

Земледелие и скотоводство - стали важным переворотом в жизни всего человечества. Большее развитие эти два рода деятельности получили в новом каменном веке, который назывался"неолит". В переводе с греческого"неолит" - это новый камень. Самым большим регионом, где люди начали осознанно заниматься земледелием и скотоводством стал Ближний Восток..

-----------------------------------------------------------------

Города зародились как центры, где специализировавшиеся на ремеслах слои населения продавали свою продукцию другим слоям населения, специализировавшимся на сельском хозяйстве, торговле или управлении. Аграрное общество — это множество городов и пригородных зон, объединенных экономическим обменом и окруженных значительным количеством сельских поселков и деревень. Хотя в аграрном обществе появилось множество городов (собственно говоря, при нем они только и появляются), основная масса населения проживала в деревнях. Деревня — замкнутая территориальная крестьянская община, ведущая натуральное хозяйство, слабо связанное с рынком. Она ориентирована на традиционный образ жизни и религиозные ценности.

С зарождением древневосточных государств можно говорить о важном историческом процессе — переходе от разрозненных общин, часто воевавших между собой, к сплоченному, политически организованному обществу.

Для того чтобы сделать политическую, социальную и экономическую связь между общинами особенно крепкой, люди решили руководить их жизнью из единого центра, а все племенные ресурсы слить воедино. Появилось централизованное государство, называющееся так потому, что оно управляется из единого центра — столицы, где находится дворец фараона или короля.

Выгода централизации состояла в том, что можно было:

- без опасения подвергнуться нападению местных банд совершать торговлю на большие расстояния;

- сооружать грандиозные ирригационные каналы для орошения засушливых районов страны;

- разрешать споры и конфликты между местными князьками на основе единых норм и правил;

- отражать нападение сильного врага объединенными войсками;

- ввести в стране единую денежную валюту и тем самым облегчить торговлю и производство товаров.

Постепенно политический контроль над обществом усиливался. Он распространялся на сферы обороны, производства, строительства, сельского хозяйства, торговли. Жрецы выполняли одновременно роль религиозных и политических деятелей. Они выступили первыми в мире менеджерами. Священники собирали и распределяли мясо, молочные продукты, одежду, растения, рыбу, инструменты и предметы торговли. Им подчинялись крестьяне, гончары, рабы, переносчики грузов, камнетесы, ювелиры и ремесленники, ткачи, скульпторы и другие группы населения.

Существенно усложняется социальная жизнь общества: возникает сфера досуга и развлечений, профессионализируется искусство, которое направлено на удовлетворение запросов правящего класса (циркачи, бродячие актеры, трубадуры и т. п.), расширяется сфера товарно-денежных отношений, в которой опять появляются профессионалы, обслуживающие экономические интересы правящего класса (банкиры, кредиторы, купцы и т. п.). В это время домашние промыслы (производство изделий для собственных нужд) уступают место ремеслам (производству изделий для обмена и продажи).

Неолитическая революция стала завершающим этапом развития простых обществ и прологом к сложному обществу. К сложным обществам относят такие, где появляются прибавочный продукт, товарно-денежные отношения, социальное неравенство и социальная стратификация (рабство, касты, сословия, классы), специализированный и широко разветвленный аппарат управления. С точки зрения социальной структуры, переходной фазой от простого к сложному обществу являлись вождества.

Постепенно вождества очень плавно эволюционировали в аграрные государства, а позже — в империи. Вождь становился правителем: князем, королем, царем. Его ближайшие родственники и друзья (чаще всего боевые) становились советниками в центре и наместниками — на периферии. Дружина трансформировалась в постоянное войско, что позволяло перейти только от оборонительных к захватническим операциям. А там, где возможен захват новых территорий, там неизбежны империи и централизация власти. Так, ранние государства переходят в зрелые и “перезрелые”, имперские.

В самостоятельную власть превращается суд со своими вечными спутниками — тюрьмами и палачами. Зачатки подобных органов власти имелись уже в вождествах. Но лишь с их институционализацией можно говорить всерьез о превращении вождеств в ранние государства.

studfiles.net

Возникновение скотоводства.. Агромолтехника - Сибирь

Многие специалисты сходятся в мнении, что скотоводство возникло примерно в одно время с земледелием. Предпосылкой возникновения скотоводства стало появление излишков пищи у земледельцев, в результате чего у них появилась возможность вскармливать детенышей животных, убитых на охоте. Это привело к постепенному одомашниванию диких зверей.

Возникновение скотоводства

На Ближнем Востоке в IX-VIII в. до н.э. впервые были одомашнены овцы и козы, через какое-то время произошло одомашнивание крупного рогатого скота. Возникновение скотоводства на других территориях вызвано расселением земледельческих племен.

В Прикаспи и Северное Причерноморье земледельческие племена пришли в IV-III в. до н.э. Животные, которые обитали на территории(тарпаны, дикие лошади), были также приручены населением.

На Прикаспийской территории и территории современного Казахстана возникновению скотоводства способствовало наличие плодородных участков, расположенных в поймах рек, где и селились земледельцы. Степи, расположенные вокруг, использовались в качестве пастбищ для скота.

Постепенно население начало переходить на яйлажное скотоводство, возникшее в результате перенаселения данной экологической ниши и попыток введения в оборот удаленных пастбищных участков.

Развитие скотоводства

По прошествии времени возникло кочевое скотоводство. Основной предпосылкой стало создание строгих удил в VIII в. до н. э., следом за которыми началось освоение всадничества. Таким образом, зимовка кочевников из Средней Азии проходила на территории южнее Сыр-Дарьи, в летний сезон стадо перегоняли в районы Северного Казахстана.

Кочевое скотоводство способствовало освоению горных лугов и северных степей, что привело к смене образа жизни: с растительной пищи перешли на молочную. Появлению сыра и войлока также способствовало возникновение скотоводства и его дальнейшее развитие.

В исторических источниках отмечается, что кочевые племена нередко испытывали голод, часть стада погибала в засушливые годы. Тем не менее, в современном мире скотоводство является одной из наиболее развитых и популярных отраслей сельского хозяйства и приносит фермерам хорошую прибыль.

sib-agro.com

Возникновение скотоводства

Одной из важных предпосылок доместикации животных многие исследователи небезосновательно считают специализированную охоту, или «охоту с выбором».

Однако ее характер и в особенности те ее черты, которые способствовали доместикации, до сих пор еще не получили достаточно детального освещения в нашей науке. Лучше всего изучен вопрос об охоте на северного оленя, или карибу, представляющей собой наиболее яркий пример специализированной охоты.

Археологически специализированная охота выявляется по двум признакам: во-первых по высокому удельному весу костей данного животного в остеологических коллекциях, во-вторых, по специфическому половозрастному составу фаунистических остатков. Этнографические данные позволяют объяснить эти особенности. Первый признак, очевидно, можно связывать с характером природной среды, благоприятной для размножения именно данного вида млекопитающих, который и становится основной добычей охотников. Тем самым охота постепенно приобретает этническую окраску: люди охотятся на данного зверя не только в определенные, наиболее удобные сезоны года, но и в другие периоды, что требует выработки серии весьма разнообразных методов охоты. Другие виды млекопитающих становятся добычей охотников лишь в самом крайнем случае, независимо от численного соотношения этих зверей. Таким образом, культурный фактор наслаивается на природный и усиливает его. Конечно, нарисованная здесь картина отражает лишь самый крайний случай. Это скорее тот экстремум, к которому стремится специализированная охота в своей тенденции. Как бы то ни было, одним из условий такой охоты является относительная упрощенность экологической системы, отсутствие видового многообразия фауны, стимулирующее возникновение преимущественной охоты на единичные виды млекопитающих.

Второй признак отражает уже исключительно особенности культурно-исторической среды, которая определяет характер и методы охоты. Именно он делает специализированную охоту в полном смысле слова «охотой с выбором». Вместе с тем этот «выбор» вопреки бытующим представлениям определяется культурной средой зачастую не столько прямо, сколько косвенно, т. е. особенности половозрастного состава добычи возникают не столько в результате желания охотников, будто бы стремившихся в течение всего года охотиться преимущественно на вполне определенные половозрастные категории, сколько в результате сезонной охоты, которая делает эти категории наиболее легкой добычей.

Наконец, важная особенность специализированной охоты заключается в том, что она ни при каких условиях не может служить сколько-нибудь прочной основой хозяйства. Поэтому охотники должны время от времени добывать пищу другими способами, использовать иные природные ресурсы, причем эта деятельность зачастую оттесняет специализированную охоту на задний план и делает ее подсобным занятием.

Все отмеченное выше представляет собой не что иное, как этнографический комментарий к археологической картине. Для установления степени объективности этого комментария требуется остановиться на наиболее существенных этнографических примерах. Исследователи, изучавшие особенности охоты на северных оленей как в Северной Америке, так и в Северной Евразии, постоянно подчеркивают ее коллективный сезонный характер. Действительно, с учетом особенностей миграционного цикла северных оленей, колебаний в составе их стад, сезонных изменений в повадках и физическом облике этих животных, охотники устраивают основные поколки в миграционный период, т. е. в период их наибольшего скопления весной или осенью. Особенно важны осенние охоты, так как именно к осени животные нагуливают максимальный вес и дают шкуру высшего качества. Поколки устраиваются обычно у водных переправ; для загонов часто строят изгороди, деревянные в лесной зоне и каменные или ледяные — в тундре. Все это отнюдь не означает, что в другие сезоны года охота на северного оленя отсутствует, однако тогда она становится спорадической, индивидуальной и менее эффективной. Основное мясо и сырье заготовляется именно в период коллективной сезонной охоты. В другие сезоны деятельность охотников связана с иными ресурсами, как правило, с рыболовством и реже с морским промыслом. В общих чертах описанная модель характерна для эскимосов, атапасков и алгонкинов Американского Севера, а в прошлом — для самых разных народов Северной Евразии от Чукотки и Камчатки до Скандинавии.

Сезонная охота на оленей на переправах создает условия для непреднамеренного отбора. Описывая подобную охоту на р. Анадырь, Н. Л. Гондатти отмечал, что весной стадо возглавляют важенки, за которыми следуют взрослые быки. Так как охотники прибывают на место наколки поздно, на их долю достаются только быки. Ясно, что на месте такой охоты археологи обнаружат преимущественно кости взрослых самцов. Прямо противоположную картину они могли бы встретить на месте поколок, устраиваемых эскимосами-карибу, добычу которых составляли важенки и телята, ибо, по словам К. Биркет-Смита, взрослые самцы шли в другом стаде.

Правомерен вопрос, в какой мере охота на северных оленей может привлекаться для характеристики первобытной специализированной охоты в целом. Может быть, охота на других стадных копытных отличается принципиально иными чертами? Материалы, собранные Б. Энелом, показывают, что принципиальных отличий здесь нет: повсюду в Северной Америке основным средством получения мяса для местных охотников служили коллективные загонные охоты, зачастую с помощью изгородей. В районах с ярко выраженным сухим сезоном для таких охот применялись поджоги, которые одновременно обновляли растительность, создавая более благоприятные условия для питания как людей, так и животных. В западных районах Северной Америки от Канады до Калифорнии была широко распространена коллективная охота на горных коз и баранов, причем первых, как правило, шали вниз на охотников, а вторых вверх. Тем самым охотники учитывали индивидуальные особенности этих животных: горные козы становятся более легкой добычей на плоских участках предгорий, тогда как бараны, напротив, стараются избегать скалистых ландшафтов и крутых утесов, где им трудно спасаться от погони. Шошоны и паюти Большого Бассейна охотились с помощью загонов на антилоп и кроликов, которые были здесь основными видами дичи. На равнинах Северной Америки в долошадиный период главным методом охоты на бизонов была охота с изгородями.

Существенным представляется тот факт, что во всех отмеченных случаях охота, будучи главным источником мясной пищи, не являлась главным видом хозяйства. Неземледельческое население занималось в первую очередь собирательством или рыболовством, а земледельческое, естественно, земледелием. Коллективная охота проводилась нерегулярно, в какие-то определенные сезоны года, а то и раз в несколько лет. Как и в северных районах, она зачастую велась с «выбором». Так, шошоны горных районов охотились на баранов весной, когда самки приносили потомство и представляли собой весьма легкую добычу. Атапаски-талтаны также охотились на горных коз и баранов весной и летом, по-видимому, по той же причине. Следовательно, основную добычу таких охотников составляли самки с детенышами. Надо сказать, что молодые животные вообще гораздо чаще попадают в лапы хищников, чем более опытные старые. На них легче было охотиться и людям. Так, апачи ухитрялись в ходе загонной охоты ловить молодых антилоп голыми руками. Австралийцы также чаще всего добывали на охоте молодых, неопытных, слабых животных.

В других районах мира коллективная охота с помощью изгородей и огня известна, например, у бушменов, австралийцев и тасманийцев. В древности загонная охота с изгородями применялась германцами для ловли лосей, серн и коз. Об облавах с огнем сообщается в китайских источниках II тысячелетия до н. э. Таким образом, специализированная охота в том виде, как она охарактеризована выше, может считаться поистине универсальным явлением, которое возникло весьма рано (не позднее конца верхнего палеолита — мезолита). Предположения некоторых исследователей о ее тесной связи в ряде районов с поджогами растительности представляются вполне обоснованными.

Мне уже приходилось отмечать, что специализированная охота была важной, но далеко не достаточной предпосылкой доместикации. Сама возможность существования такой охоты зависела от степени развития других видов хозяйства: в доземледельческий период — от собирательства и рыболовства. В еще большей мере развитие последних предопределяло вероятность доместикации животных, поскольку одомашнивание могло осуществляться только там, где относительно стабильная кормовая база позволяла сохранять жизнь отдельным особям, а также, хотя бы минимально, обеспечивать их пищей, ибо даже в условиях вольного выпаса прирученные и одомашненные животные вначале требовали искусственной подкормки. Такую базу предоставляли развитые собирательство и рыболовство и раннее земледелие, однако их роль в доместикации была различной. Дело в том, что ареалы многих подходивших для доместикации животных (коз, овец, гуанако, туров, гауров и др.) локализовались в районах, не располагавших достаточно обильными водными ресурсами. Рыболовство в этих районах служило не более чем подсобным видом хозяйства. Напротив, собирательство растительной пищи стало здесь главным фактором, обусловившим переход к более или менее оседлой жизни. Такое собирательство и выраставшее из него земледелие и стали основой, на которой оказалось возможным приручать и одомашнивать многие виды животных. В этих условиях, по-видимому, и происходила доместикация животных в переднеазиатском, восточногималайском и андийском центрах.

Единственное исключение из этого правила составляли, видимо, собаки и свиньи, которые, как подчеркивал С. Н. Боголюбский, могли быть одомашнены оседлыми рыболовами, охотниками и собирателями. И волки и дикие свиньи водились в местах, где оседлорыболовческий образ жизни позволял в доземледельческий период использовать окружающую природную среду с максимальным эффектом. Примером доместикации собак рыболовами служит мезолитическая культура маглемозе, а свиней, возможно, культура лепенски-вир.

Этнографические материалы не подтверждают встречающегося порой и до сих пор мнения о доместикации стад животных, пойманных методами загонной охоты. В специализированной охоте следует видеть не столько механизм доместикации, сколько ее необходимое условие, позволяющее добывать живых особей, которые могли бы послужить материалом для приручения. Известно, что шошонам порой удавалось поймать в загон нескольких антилоп, которых они убивали по мере надобности в течение нескольких дней. Любопытный метод охоты был обнаружен в Центральной Австралии, где некоторые группы аборигенов калечили кенгуру и других животных и гнали их в район, богатый растительностью, где эти животные могли кормиться в течение некоторого времени, пока их всех не истребляли на мясо. Вместе с тем, хотя подобного рода методы и сохраняли жизнь пойманным особям, они нигде не влекли за собой какую бы то ни было доместикацию стад.

Судя по этнографическим данным, в первобытности могли применяться два способа доместикации: импринтинг и насильственное приручение с помощью голода, причем первый из них встречался на более ранней стадии развития, второй появился позже. Описывая импринтинг, Е. Хейл отмечает, что «поимка детенышей служит самым прямым и действенным средством приручения диких зверей, что проявляется в сильном социальном тяготении к человеку в критические периоды импринтинга (запечатления), или социализации». Влияние человека, который в полном смысле слова заменяет животному мать на ранних стадиях онтогенеза, оказывает поистине волшебное Воздействие на животное впоследствии оно становится преданным другом человека и редко покидает его по своей воле. Приручение молодых животных известно у многих отставших в своем развитии народов: у австралийцев, семангов, аэта, андаманцев, северных атапасков и многочисленных раннеземледельческих групп в разных районах мира. Чем более прочной является хозяйственная база коллектива, тем в большем количестве и тем длительнее он способен содержать прирученных животных. Как показывают этнографические источники, активнее всего приручением животных занимаются ранние земледельцы, одной из особенностей поселков которых, издавна отмечаемой путешественниками, является множество прирученных животных и птиц. Уникальная практика доместикации свиней с помощью импринтинга фиксируется у папуасов Новой Гвинеи (население р. Тор и др.). Ловля (молодых оленят или гуанако и обучение их для целей охоты (охота с манщиком) отражает то же явление. Наконец, выращивание прирученной молодой самки тура германцами для использования ее в качестве манщика тоже демонстрирует успешное применение метода импринтинга. Импринтинг использовался и белыми охотниками в Северной Америке для приручения жеребят одичавших лошадей. Таким образом, импринтинг можно считать универсальным ранним методом доместикации. По-видимому, его применяли и для одомашнивания коз и овец.

Более развитым методом следует считать насильственное приручение с помощью голода. В отличие от импринтинга оно имело дело с массовым материалом и практиковалось людьми, уже обладавшими домашними животными и знакомыми с методами скотоводства. Оно проводилось сознательно и целенаправленно для создания популяции домашних животных. Этот метод чаще всего заключался в том, что стадных диких животных загоняли за изгородь, перекрывали входы и выходы и оставляли «узников» без воды и пищи, пока они не делались достаточно смирными. Так приручали слонов и, возможно, туров в Индии, буйволов в Лаосе и мустангов в Северной Америке. Описанный способ доместикации не обязательно требовал создания искусственных загонов: достаточно было держать пойманных животных на привязи. Туареги, например, стреноживают пойманных диких ослов и держат на привязи в лагере в течение 1—2 месяцев, после чего объезжают их и уже спокойно используют для верховой езды. Для приручения маралов их также держат некоторое время на привязи.

Нельзя не отметить, что люди, несомненно, пытались одомашнить гораздо большее число видов, нежели было одомашнено в действительности. Однако какие-либо сведения об этом процессе практически отсутствуют. Большое внимание ему уделил Б. Брентьес, который попытался проанализировать под этим углом зрения множество предметов изобразительного искусства, происходящих из древней Передней Азии. К сожалению, анализ проводился без должной критики источников, и результате чего многие дикие животные были безосновательно зачислены в категорию прирученных.

Можно предполагать, что приручению подвергались представители едва ли не всех видов, попадавших в руки людей по время загонной охоты. Поэтому объяснение тому факту, что лишь немногие из них были одомашнены, следует искать не и человеческой среде, а в биологических особенностях самих животных. Эта проблема изучена еще весьма слабо. Однако уже те немногие исследования, которые имеются, приводят к важным выводам. Так, И. И. Соколову удалось убедительно показать, что «потенциально домашние животные» обладают особым типом высшей нервной деятельности и отличаются высокой степенью экологической и морфофизиологической пластичности. В организме домашних животных и их диких сородичей было обнаружено много адреналина по отношению к норадреналину. Выяснилось, что виды с иным соотношением этих гормонов мало подходят для доместикации. Сходные выводы получил Е. Хейл, который проанализировал главным образом поведенческие характеристики животных, способствующие или препятствующие доместикации.

Приручение разнообразных животных, как выясняется, возникло на поздней стадии развития общества собирателей, рыболовов и охотников, а его расцвет и превращение в подлинную доместикацию, за редкими исключениями, надо связывать уже с раннеземледельческими обществами. Нельзя не видеть в этом некую закономерность, которая определялась тем, что именно в такого рода обществах приручение и доместикация стали жизненной потребностью населения. Причину этого явления надо, очевидно, искать в резком изменении пищевого баланса при переходе к более оседлому образу жизни, основанному главным образом на растительной или рыбной пище. И рыболовство, и усложненное собирательство, а тем более земледелие не позволяли отдавать охоте столько же сил и времени, как раньше: охота стала менее регулярной и, следовательно, менее эффективной. Правда, повышению ее эффективности способствовали хорошо организованные коллективные охоты, однако они проводились редко. Б. Энелл, сравнивая охоту земледельцев Новой Гвинеи и охотников и собирателей Австралии, убедительно по казал, что в первом случае она совершается много реже, чем по втором, и имеет своей целью прежде всего обеспечение мясом приближающейся праздничной церемонии. Охота, результат которой в гораздо большей степени зависел от случайностей, чем успех рыболовства, хорошо налаженного собирательства или же земледелия, за редкими исключениями, не могла долго конкурировать с этими видами хозяйства. Роль ее постепенно падала, а с нею вместе падал и удельный вес мяса в пищевом «рационе людей. Потребность же в мясе, как важном источнике животных белков, не только не уменьшалась, а, напротив, росла, причем в большей степени в раннеземледельческих, чем в рыболовческих обществах, где рыбная пища компенсировала потерю в животных белках — их в рыбе содержалось не меньше, чем в мясе. В обществах усложненных собирателей и ранних земледельцев притягательная сила мясной пищи привела к ее ритуализации: мясо и его источник, животные, со временем наряду о пищевым приобрели важное социально-престижное значение. Мясная пища превратилась в праздничную пищу, а обладание прирученными животными стало мощным фактором, определявшим выдающееся место человека в обществе. В этом и надо видеть основу характерного для раннего скотоводства парадоксального на первый взгляд явления, которое заключалось, с одной стороны, в стремлении содержать как можно больше домашних животных, а с другой — во всевозможных запретах на их убой. Таким образом, стимулом к доместикации животных можно вслед за Г. Райтом считать желание сохранить важный источник питания в условиях роста роли растительной пищи и тенденции к оседлости, что привело к оттеснению охоты на второй план.

Раннее скотоводство, как показывают этнографические данные, определялось следующими чертами: домашних животных было мало; за ними ухаживали в основном женщины; особой заботой пользовался молодняк, тогда как взрослых особей отпускали на вольный выпас; убой животных производился редко и, как правило, устраивался по случаю тех или иных церемоний; на мясо старались убивать взрослых особей; домашние животные имели важное социально-престижное значение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

www.activestudy.info

Земледелие и скотоводство: появление, разделение

Примерно 10 тысяч лет назад древние люди узнали, что такое земледелие и скотоводство. Первоначально племена, жившие в каменном веке, для своего пропитания собирали плоды и ягоды съедобных растений. Среди них были злаковые культуры, похожие на рис, ячмень, пшеницу. В основном эти виды произрастали в странах Азии. А также большое внимание древние люди уделяли собиранию картофеля, томатов, кукурузы, выращиваемых в Америке.

Важно знать, что самые первые систематические собирания злаков были обнаружены в Палестине в 10 веке до нашей эры. На этой территории проживали племена охотников и рыболовов. Они перестали вести кочевой образ жизни и начали обосновываться в пещерах. Таким образом, были созданы целые поселения.

В скором времени древние люди поняли, что для сбора съедобных растений не стоит уходить далеко от своих домов, так как почва позволяет выращивать необходимые злаки прямо возле них. Вот так вот люди стали сами рыхлить землю специальными орудиями и засеивать ее семенами. Постепенно человек каменного века становился земледельцем. Затем жители поселений начали также одомашнивать диких животных. Первым домашним животным стала собака, которая была и защитником, и помощником в одном "лице". После люди приручили, диких коз, овец, свиней. Животные сами шли за человеком, так как он начал их подкармливать. Затем людьми были придуманы специальные загоны, где обитали животные. Загоны были построены на территории поселения человека. Самки овец, коз и свиней приносили потомство. Таким образом, появлялись стада животных, которые паслись на пастбищах. Вот так небольшими шагами началось развитие скотоводства у древних людей.

Земледелие и скотоводство - стали важным переворотом в жизни всего человечества. Большее развитие эти два рода деятельности получили в новом каменном веке, который назывался "неолит". В переводе с греческого "неолит" - это новый камень. Самым большим регионом, где люди начали осознанно заниматься земледелием и скотоводством стал Ближний Восток. Этот этап пришелся на 18-е и 17-е тысячелетие до нашей эры. А в Европе впервые засеивать земли и разводить животных начали в 6 - 5-м тысячелетии до нашей эры. Большим прорывом в развитии земледелия стало его выращивание в северных частях планеты. Хотя древние люди испытывали сложности посадки растений в этих районах, но все-таки им удалось "победить" природу. В Америке первые "ростки" появления скотоводства и земледелия пришлись на 6-е тысячелетие до нашей эры. Там начала произрастать кукуруза и бобовые.

Новшества, появившиеся в ведении хозяйства, значительно облегчили получение пищи. То есть люди перестали думать только о том, чтобы поесть. Племена начали постепенно превращаться в цивилизованное общество. Также люди прекращали кочевой образ жизни и начинали выстраивать постоянные места для проживания. Они обзаводились семьями и оседали на одной местности. Так возникали села и города.

Разделение земледелия и скотоводства произошло в тот момент, когда стало понятным, что один человек не может сразу охватить весь род занятий. Поэтому появились отдельно земледельцы, которые занимаются только выращиванием зерна. Затем работники, которые занимаются разведением скота и птицы.

Интересно, что таким образом древние люди добились высокого уровня производительности труда. Они пришли к тому, что невыгодно одного человека обучать многим видам деятельности, так как для этого понадобится большие затраты сил и энергии. В результате этих изменений впервые возникает такое понятие, как торговля.

В заключение данной статьи хотелось бы отметить, что появление земледелия и скотоводства на земле стали первым сильным толчком к развитию современного общества. А разделение этих двух видов деятельности привело к возникновению товарно-денежного обмена и положило начало торговому процессу.

www.8lap.ru

Возникновение скотоводства

возникновение скотоводстваВозникновение скотоводства большинство исследователей относит к неолитическому периоду (новокаменный век).

Основными предпосылками были переход человеческих общин от кочевого к оседлому образу жизни и одомашнивание животных, чему в немалой степени способствовало появление и развитие земледелия. Оседлый образ жизни постепенно приводил к тому, что пойманных на охоте животных стали содержать в загонах рядом с поселением.

Наблюдение за скотом, его повадками, кормление животных - вот те главные факторы, из которых развилось животноводческое хозяйство. Люди научились одомашнивать коров, мелкий рогатый скот, свиней, а позже - лошадей и верблюдов.

Ученые выяснили, что основной ареал возникновения скотоводства - Древний Египет, Передняя и Средняя Азия, а также Индия. В Египте коровы, свиньи и мелкий рогатый скот разводились уже в VI - V тысячелетиях до н.э., в Азии и Индии - в V тысячелетии до н. э. В Китае и Европе одомашнивание скота началось на тысячу лет позже. Как мы видим, в эти эпохи были заложены основы для появления животноводства как важнейшей отрасли агропромышленного комплекса.Первоначально люди использовали домашних животных как источник мяса, шерсти и шкур, а позже и молока. Затем уже началось применение прирученных животных как тягловой силы для земледелия, а также для перевозки грузов. Со временем человек научился не только потреблять полученную продукцию, но и сберегать ее в специальных хранилищах. Появилась простейшая технология переработки мяса и шкур. Овец, например, стригли бронзовыми ножницами.

Надо также затронуть такой немаловажный факт, что древнее скотоводство было экстенсивным, то есть увеличение поголовья кота достигалось за счет расширения пастбищных территорий. Изначально каждая семья разводила животных для личного пользования, но постепенно, когда начали развиваться внутриплеменные связи, люди начали сбывать мясо и шкуры соседям в обмен на определенную плату. Таким образом, уже в древние времена развивался своеобразный малый бизнес.

Возникновение скотоводства передвинуло человечество на более высокий уровень цивилизационного развития. Многие общины, в основном кочевники, начали специализироваться исключительно на ведении пастбищного хозяйства. В первую очередь это касается разведения лошадей и овец, так как эти животные более неприхотливы, нежели крупный рогатый скот, и при кочевом образе жизни уход за ними значительно легче. В процессе освоения скотоводческого хозяйства люди сталкивались с рядом проблем, которые нужно было решать.

Помимо адаптации животных к человеку, охраны от нападения хищников, болезней и т.д., достаточно серьезной была проблема вырождения животных из-за их близкого родства, то есть кровосмешение. Особенно эта проблема была актуальной на самых ранних этапах одомашнивания, когда прирученных животных было еще небольшое количество и для пополнения поголовья приходилось спаривать "родственников". С другой стороны, в этом был и свой плюс - животные в результате постоянного кровосмешения становились ослабленными и менее строптивыми, что оказывало человеку существенную помощь в их приручении.Таким образом, мы видим, что возникновение скотоводства стало важным шагом в развитии сельского хозяйства.

О развитии коневодства далее напишу.

<<Развитие коневодства Сельское хозяйство Беларуси>>
 

biznestoday.ru

История и основы скотоводства

Скотоводство окончательно сформировалось в эпоху неолита, когда наши предки стали охотиться, создавать орудия труда и простейшие предметы обихода. Все это ознаменовалось переходом к новому виду добычи ресурсов - собственноручному производству.

Еще раньше, в древнюю эру мезолита, верным спутником человека стала собака. Ее приручение стало одной из ранних форм животноводства, только не с целью пропитания, а с целью защиты жилища и помощи на охоте. Чуть позже человек сумел приручить осла, быка, свинью и других животных.

Появление скотоводства тесно связано с охотой. Ученые считают, что древний охотник однажды добыл свинью и понес ее в свое жилище. Далее он заметил, что за ним увязались поросята, однако убивать их было не целесообразно, потому что мяса уже было в достатке. Тогда этот охотник создал для поросят своеобразный загон, чтобы те оставались в нем "про запас". Таким образом, древний человек открыл для себя новый вид деятельности, постепенно прекращая брать от природы готовые продукты, но начиная производить их. История скотоводства берет свое начало примерно от пятого века до нашей эры. Ученые считают, что именно в это время почти повсеместно народы открыли для себя молочное и мясное скотоводство. Впоследствии была выведена особая порода овец, которая давала хорошую шерсть, а значит, человек находил для себя все больше способов получения вторичных ресурсов от животных. Еще позже, когда производящий труд окончательно укоренился в образе жизни людей того времени, остро встал вопрос перемещения по территории и перевозки грузов. С этого момента животные стали рассматриваться еще и как средство передвижения. В Европе для этой цели чаще всего использовали лошадь, в Африке и на Ближнем Востоке приручили верблюдов, а, например, в Южной Америке инки приручили ламу. Дальнейший процесс скотоводства связан с таким феноменом, как кочевой образ жизни: племена перебирались с одного места на другое в поисках новых пастбищ для своего стада. Скотоводство стало уже призванием, основы скотоводства передавались из поколения в поколение.

Скотоводство вкупе с земледелием явилось настоящим переворотом в мировом хозяйстве. Этот период в истории получил название "неолитической революции". Охота и собирательство прочно ушли в тень, а на первый план вышло сельское хозяйство.

Древний человек всегда искал для себя лучшие пути развития. Скотоводство стало базой, плацдармом для дальнейшего прогресса, ведь с течением времени люди уже открыли для себя ремесло, а сельское хозяйство прочно вошло в образ жизни человека и не выходит из него по сей день.

www.8lap.ru

Земледелия и скотоводство древних людей

 Земледелия и скотоводство древних людей

 Читайте так же еще статьи по разделу:- Краткое описание о первобытном обществе - Первобытное человеческое стадо - Образование рода   - Первобытные охотники 

Земледелие древних людей

 Примерно 13 тысяч лет назад на земле установился климат, близкий современному. Ледник отступил на север. Тундра в Европе и Азии сменилась дремучими лесами и степью. Многие озера превратились в торфяные болота. Вымерли огромные животные ледникового времени.

Земледелия и скотоводство древних людей

С отступлением ледника и появлением более богатой и разнообразной растительности увеличивается значение растительной пищи в жизни людей. В поисках пиши первобытные люди бродили по лесам и степям, собирая плоды диких деревьев, ягоды, зерна диких злаков, вырывая из земли клубни и луковицы растений, охотились. Поиски, сбор и хранение запасов растительной пищи были преимущественно женской работой.Постепенно женщины научились не только находить полезные дикие растения, но и возделывать некоторые из них вблизи поселений. Они разрыхляли почву, бросали в нее зерна, удаляли сорняки. Для обработки почвы обычно пользовались заостренной палкой-копалкой и мотыгой. Мотыгу делали из дерева, камня, кости, оленьего рога. Раннее земледелие называют мотыжным земледелием. Мотыжное земледелие было преимущественно делом женщины. Оно обеспечило женщине почет и уважение в роде. Женщины воспитывали детей, наравне с мужчинами несли заботы о хозяйстве. Сыновья всегда оставались в роде матери, и родство передавалось от матери к сыну.Род, в котором женщине принадлежала ведущая роль в хозяйстве, называется материнским родом, а отношения, сложившиеся между людьми в период существования материнских родов.— матриархатом.Кроме мотыги, появились и другие земледельческие орудия. Для срезания колосьев служил серп. Он был деревянным с острыми кремневыми зубьями. Зерно выколачивали деревянными колотушками, растирали двумя плоскими камнями — зернотеркой.Для хранения зерна и приготовления из него пищи люди нуждались в посуде. Наткнувшись на глиняную почву, размокшую от дождя, первобытные люди заметили, что мокрая глина липнет и вязнет, а затем, высыхая на солнце, становится твердой и не пропускает влагу. Человек научился лепить из глины грубые сосуды, обжигать их на солнце, а впоследствии и на огне.

Земледелие древнего человека возникло в долинах больших южных рек около семи тысяч лет назад. Здесь была рыхлая почва, ежегодно удобряемая илом, который оседал на ней во время разливов. Здесь появились первые земледельческие племена. В лесистых краях перед обработкой почвы требовалось расчистить место от деревьев и кустарника. Почва .лесистых районов, не получавшая естественного удобрения, быстро истощалась. Древним земледельцам лесистых мест приходилось часто менять участки для посевов, что требовало тяжелого и упорного труда.Наряду со злаками древнейшие земледельцы разводили овощи. Капуста, морковь, горох были выведены древним населением Европы, картофель — коренным населением Америки.Когда земледелие из случайного занятия сделалось постоянным, земледельческие племена повели оседлую жизнь. Каждый род селился отдельным поселком поближе к воде.Иногда хижины строились над водой: вбивали в дно озера или реки бревна — сваи, накладывали на них другие бревна — настил, а на настиле возводили хижины. Остатки таких свайных поселений обнаружены в различных странах Европы. Древнейшие обитатели свайных построек пользовались полированным топором, изготовляли глиняную посуду, занимались земледелием.

 

 

                                                      Скотоводство древних людей

Оседлая жизнь облегчила человеку переход к скотоводству. Охотники давно уже одомашнили некоторых животных. Первой была одомашнена собака. Она сопровождала человека на охоте, охраняла стоянку. Удалось приручить и других животных — свиней, коз, быков. Покидая стоянку, охотники убивали животных. С того времени, как племена перешли к оседлости, люди пере­стали убивать пойманных детенышей животных. Они научились использовать не только мясо животных, но и их молоко.

Одомашнение животных дало человеку лучшую пищу и одеж­ду. Люди получили шерсть и пух. При помощи веретена они су­чили из шерсти и пуха нитки, затем ткали из них шерстяные ткани. Олени, быки, а позднее и лошади стали употребляться для перевозки тяжестей.

В беспредельных степях Центральной Азии, Юго-Восточной Европы и Северной Африки появились кочевые пастушеские пле­мена. Они разводили скот и выменивали мясо, шерсть и шкуры на хлеб у земледельцев, ведших оседлую жизнь. Возникает обмен — торговля. Появляются особые места, куда в известное Время собирались люди специально для обмена.

Отношения между кочевниками-скотоводами и оседлыми зем­ледельцами часто были враждебными. Кочевники нападали на оседлое население и грабили его. Земледельцы угоняли у кочев­ников скот. Скотоводство развивается из охоты и поэтому, как и охота, является главным занятием мужчины. Скот принадлежит мужчине, так же как и все, что удается получить в обмен на скот. Значение женского труда у племен, перешедших к скотоводству, отступает на задний план по сравнению с трудом мужчины. Гос­подство в роде и племени переходит к мужчине. Материнский род сменяется отцовским родом. Сыновья, раньше остававшиеся в роде матери, теперь входят в род отца, становятся его соро­дичами и могут наследовать его имущество.

 

Основные черты первобытнообщинного строя.

 

История чело­веческого общества, как это установили основоположники марк­сизма-ленинизма, проходит пять ступеней, характеризующихся особыми отношениями между людьми, возникающими в ходе производства. Эти пять ступеней следующие: первобытнообщин­ный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический.

Первобытно общинный строй охватывал самый длительный период в истории человечества. Он существовал сотни тысяч лет. Первобытное общество не знало частной собственности. В эту эпоху не было неравенства. Чтобы выдержать суровую борьбу за существование, люди должны были жить и трудиться сообща, справедливо разделять совместно захваченную добычу.

Труд имел решающее значение в развитии первобытного общества и самого человека. Благодаря труду предки человека выделились из животного мира, и человек приобрел тот облик, который ему свойствен теперь. За сотни тысяч лет первобыт­ными людьми было сделано много ценных изобретений и откры­тий. Люди научились добывать огонь, изготовлять орудия и ору­жие из камня, кости, дерева, лепить и обжигать посуду из глины.

Человек научился обрабатывать землю и вырастил полезные злаки и овощи, которыми мы пользуемся сейчас; он приручил, а впоследствии и одомашнил животных, что обеспечило ему пи­тание и одежду, облегчило передвижение.

Первобытнообщинный строй был возможен тогда, когда люди обладали примитивными орудиями труда, не позволявшими им иметь излишки и вынуждавшими все делить поровну.

Первобытнообщинный строй — это коллективный труд, сов­местная собственность на землю, угодья для охоты и рыбной ловли, на плоды труда, это равенство членов общества, отсут­ствие угнетения человека человеком.

 

antiquehistory.ru